СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка ………………………………………… 3 2. Раздел 1. Особенности организуемого в школе воспитательного процесса ……………………………………………………………. 4 3. Раздел 2. Цель и задачи воспитания …..…………………………5 4. Раздел 3. Виды, формы и содержание деятельности……...………8 5. Раздел 4. Основные направления самоанализа воспитательной работы…………………………………………………………………18 2 Пояснительная записка Программа воспитания направлена на решение проблем гармоничного вхождения обучающихся, воспитанников в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми. Воспитательная программа показывает, каким образом педагоги могут реализовать воспитательный потенциал их совместной с детьми деятельности. В центре программы воспитания находится личностное развитие обучающихся, воспитанников в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России и мира. Одним из результатов реализации программы общеобразовательной организации станет приобщение обучающихся, воспитанников к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в обществе. Программа призвана обеспечить достижение обучающимися, воспитанниками личностных результатов, указанных во ФГОС: формирование у обучающихся, воспитанников основ российской идентичности; готовность обучающихся, воспитанников к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социальнозначимые качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности. Данная программа воспитания показывает систему работы с обучающимися, воспитанниками в общеобразовательной организации. Воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России является приоритетной задачей общества и образования в целом. Развитие и воспитание личности ребенка в системе образования становится главной задачей образовательного процесса. Воспитание органично включается в образовательный процесс, где проговариваются основные его результаты: развитие личностной культуры, социальной культуры, семейной культуры. На сегодняшний день родители предъявляют общеобразовательной организации заказ на полноценное качественное образование детей в соответствии с их возможностями, интересами и склонностями, которое предоставит им возможность успешного самоопределения в социуме. В данных условиях актуальным и необходимым содержанием работы педагогического коллектива общеобразовательной организации является разработка и реализация эффективной образовательной модели, обеспечивающей формирование личностных и социальных ключевых компетенций обучающихся, воспитанников с ограниченными 3 возможностями здоровья, их профориентация и приобщение к трудовой деятельности. С этой целью педагогическим коллективом ГБОУ ЛО «Приморская школа - интернат» разработана Программа воспитания на 2021-2026 годы. Данная программа включает четыре основные раздела: раздел «Особенности организуемого в школе воспитательного процесса», в котором школа кратко описывает специфику своей деятельности в сфере воспитания. раздел «Цель и задачи воспитания», в котором на основе базовых общественных ценностей формулируется цель воспитания и задачи, которые школе предстоит решать для достижения цели. раздел «Виды, формы и содержание деятельности», в котором школа показывает, каким образом будет осуществляться достижение поставленных цели и задач воспитания. раздел «Основные направления самоанализа воспитательной работы», в котором показано, каким образом в школе осуществляется самоанализ организуемой в ней воспитательной работы. К программе воспитания прилагается ежегодный календарный план воспитательной работы школы. Раздел 1. Особенности организуемого в общеобразовательной организации воспитательного процесса. ГБОУ ЛО «Приморская школа – интернат» является образовательным учреждением, предоставляющей образовательные услуги обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с целью коррекции отклонений в их развитии средствами воспитания, образования, трудовой подготовки, а также социальнопсихологической реабилитации для последующей интеграции их в общество. В школуинтернат поступают дети из г. Выборга и Выборгского района Ленинградской области. Большинство обучающихся находятся на интернатном проживании, что обусловлено удаленностью места жительства от школы-интерната. Организация образовательного процесса и режим функционирования школы регламентируются действующими требованиями СанПиНа, Уставом школы, календарным учебным графиком. Внеурочная деятельность осуществляется в виде курсов, групповых занятий, кружков, секций, классных и общешкольных мероприятий, экскурсий. В общеобразовательной организации создаются все условия для успешного обучения и воспитания детей. Ведется целенаправленная работа по техническому и методическому оснащению школьных учебных кабинетов и игровых, столярных и швейных мастерских, кабинета психологической разгрузки, АФК, логопедических кабинетов. В общеобразовательную организацию поэтапно поступает новое современное 4 оборудование: интерактивные доски, ноутбуки и стационарные проекторы, мультимедийные проекторы, логопедическое, спортивное и медицинское оборудование, оборудование для коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов детей с ограниченными возможностями здоровья. Школьная столовая также оснащена современным технологическим оборудованием. Процесс на воспитания следующих в принципах образовательной взаимодействия организации педагогических основывается работников и обучающихся: неукоснительное соблюдение законности и прав обучающегося, соблюдения конфиденциальности информации об обучающемся и семье, приоритета безопасности, обучающегося при нахождении в образовательной организации; ориентир на создание в образовательной организации психологически комфортной среды для каждого обучающегося и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие обучающихся и педагогических работников; реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детсковзрослых и общностей, педагогических работников которые яркими бы и объединяли содержательными обучающихся событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу; организация основных совместных дел обучающихся и педагогических работников как предмета совместной заботы и взрослых, и обучающихся; системность, целесообразность и не шаблонность воспитания как условия его эффективности. Основными традициями воспитания в образовательной организации являются следующие: стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогических работников; важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания других совместных дел педагогических работников и обучающихся является коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их результатов; в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления обучающегося увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора); в проведении общешкольных дел поощряется конструктивное межклассное и межвозрастное взаимодействие обучающихся, а также их социальная активность; 5 педагогические работники школы ориентированы на формирование коллективов в рамках школьных классов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений; ключевой фигурой воспитания в школе-интернате является малый педагогический коллектив, реализующий по отношению к обучающимся защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции. Раздел 2. Цель и задачи воспитания В соответствии с Концепцией духовно-нравственного воспитания школьников, современный национальный идеал личности - гражданин, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек), формулируется общая цель воспитания в общеобразовательной организации – личностное развитие обучающихся, воспитанников, проявляющееся: 1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний); 2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений); 3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел). Задачи: 1. Использовать потенциал классного руководства, воспитателя в воспитании обучающихся, воспитанников, поддерживать активное участие классов в жизни общеобразовательной организации. 2. Продолжить работу с семьями обучающихся, воспитанников, их родителями (законными представителями), родительским активом, направленную на совместное решение проблем личностного развития детей. 3. Реализовывать в воспитании обучающихся, воспитанников возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с обучающимися, воспитанниками. 4. Вовлекать обучающихся, воспитанников в кружки, секции, клубы и иные объединения, работающие по программам внеурочной деятельности и дополнительного образования, реализовывать их воспитательные возможности. 6 5. Продолжить профориентационную работу с обучающимися, воспитанниками через экскурсии, встречи. 6. Инициировать и поддерживать детское самоуправление. 7. Использовать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном сообществе. 8. Продолжить работу по оформлению интерьера общеобразовательной организации (классов, игровых, спален т.д.). Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям обучающихся, воспитанников позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты, соответствующие уровням общего образования. В воспитании обучающихся младшего школьного возраста (уровень начального общего образования) таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения обучающимися социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут. Выделение данного приоритета связано с особенностями обучающихся младшего школьного возраста: с их потребностью самоутвердиться в своем новом социальном статусе – статусе обучающегося, то есть научиться соответствовать предъявляемым к носителям данного статуса нормам и принятым традициям поведения. Такого рода нормы и традиции задаются в школе педагогическими работниками и воспринимаются обучающимися именно как нормы и традиции поведения обучающегося. Знание их станет базой для развития социально значимых отношений обучающихся и накопления ими опыта осуществления социально значимых дел и, в дальнейшем, в подростковом и юношеском возрасте. К наиболее важным из них относятся следующие: быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для обучающегося домашнюю работу, помогая старшим; быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца; знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну; беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоемы); 7 проявлять миролюбие – не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе; стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания; быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым; соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни; уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья; быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чем-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать свое мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших. Знание обучающимся младших классов данных социальных норм и традиций, понимание важности следования им имеет особое значение для обучающегося этого возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему общественных отношений. В воспитании обучающихся подросткового возраста (уровень основного общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений обучающихся, и, прежде всего, ценностных отношений: к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья; к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне; к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать; к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека; к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье; к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда; 8 к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение; к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир; к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества; к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее. Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в общеобразовательной организации интересную и событийно насыщенную жизнь обучающихся, воспитанников и педагогов, что станет эффективным способом профилактики антисоциального поведения обучающихся, воспитанников. Раздел 3. Виды, формы и содержание деятельности. Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы общеобразовательной организации: урочная деятельность – ценностные знания и опыт, приобретаемые в рамках учебной деятельности; внеурочная деятельность – ценностные знания и опыт, приобретаемые обучающимися, воспитанниками в ходе участия в специально организованных беседах, классных часах, праздниках, экскурсиях, работе кружков дополнительного образования и т.д.; внешкольная деятельность – начальный гражданский опыт, приобретаемый в процессе решения реальных общественно значимых задач через участие в социальных акциях, районных, региональных мероприятиях и т.д. Каждое из направлений представлено в соответствующем модуле. Модуль1. «Ключевые общешкольные дела». Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, в которых принимает участие большая часть обучающихся и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совместно педагогическими работниками и обучающимися. Это не набор календарных праздников, отмечаемых в школе, а комплекс коллективных творческих дел, интересных и значимых для обучающихся, объединяющих их вместе с педагогическими работниками в единый коллектив. 9 Ключевые дела обеспечивают включенность в них большого числа обучающихся и взрослых, способствуют интенсификации их общения, ставят их в ответственную позицию к происходящему в школе. Введение ключевых дел в жизнь школы помогает преодолеть мероприятийный характер воспитания, сводящийся к набору мероприятий, организуемых педагогическими работниками для обучающихся. Воспитательная работа по реализации модуля. Содержание и виды деятельности Формы деятельности Вне образовательной организации: Ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые Социально – значимые проекты. обучающимися, воспитанниками работниками комплексы экологической, и педагогическими дел (благотворительной, патриотической, трудовой направленности), ориентированные на преобразование окружающего общеобразовательную организацию социума; Проводимые и организуемые совместно с семьями Спортивные состязания, обучающихся, воспитанников творческой возможности деятельности, для виды спортивной и праздники, фестивали, которые творческой открывают представления. самореализации обучающихся, воспитанников и включают их в деятельную заботу об окружающих. Мероприятия, посвященные значимым отечественным Всероссийские акции. и международным событиям. На уровне образовательной организации: Ежегодно проводимые творческие (театрализованные, Общешкольные праздники. музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со значимыми для обучающихся, воспитанников педагогов знаменательными датами, участвуют все классы и в которых общеобразовательной организации. Активное участие обучающихся и педагогических Церемонии награждения. работников в жизни общеобразовательной организации, защита чести школы в конкурсах, соревнованиях, 10 олимпиадах, вносящих значительный вклад в развитие общеобразовательной организации. На уровне классов: Делегирование общешкольные представителей советы дел, классов в Собрания обучающихся. ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел. Реализация общешкольных ключевых дел Участие классов, групп. На уровне обучающихся, воспитанников: Вовлечение каждого обучающегося в ключевые дела Распределение и поручение общеобразовательной организации. ролей обучающимся, воспитанникам класса. Освоение навыков подготовки, проведения и анализа Индивидуальная помощь ключевых дел. обучающемуся (при необходимости). Наблюдение за поведением обучающегося, за его Организованные ситуации отношениями со сверстниками, старшими и младшими подготовки, проведения и обучающимися, с педагогическими работниками и анализа ключевых дел. другими взрослыми. Коррекция поведения обучающегося (при Включение в совместную работу с необходимости) через предложение взять в следующем другими обучающимися, которые могли ключевом деле на себя роль ответственного за тот или бы иной фрагмент общей работы. стать хорошим примером для обучающегося, воспитанника. Модуль 2. «Классное руководство». Осуществляя работу с классом, педагогический работник (классный руководитель, воспитатель, тьютор и т.п.) организует работу с коллективом класса; индивидуальную работу с обучающимися вверенного ему класса; работу с учителями-предметниками в данном классе; работу с родителями обучающихся или их законными представителями. Воспитательная работа по реализации модуля. Содержание и виды деятельности Формы деятельности Работа с классным коллективом: Инициирование и поддержка участия класса в Организационные классные часы. общешкольных необходимой ключевых помощи делах, оказание обучающимся, 11 воспитанникам в их подготовке, проведении и анализе результатов. Познавательная, трудовая, оздоровительная, спортивно- Интересные и полезные для духовно-нравственная, личностного развития обучающегося, творческая, деятельность, позволяющая: 1) вовлечь обучающихся, воспитанника. воспитанников с Совместные дела с обучающимися самыми разными потребностями (возможность класса (проект самореализоваться); 2) установить и добрых и полезных дел). упрочить доверительные отношения с обучающимися класса (педагог образец). Поддержка активной обучающегося в позиции беседе, каждого Классные часы конструктивного и предоставление доверительного общения обучающимся возможности обсуждения и педагогического работника и принятия решений по обсуждаемой проблеме, обучающихся, воспитанников. создания благоприятной среды для общения, основанного на принципах уважительного отношения к личности обучающегося, воспитанника. Сплочение коллектива класса через организуемые Символика класса. классными руководителями, воспитателями и Игры и тренинги на сплочение родителями включающие ученическими совместные в себя мероприятия, классного коллектива. элементы микрогруппами подготовки Походы и экскурсии. необходимых Празднования в классе дней атрибутов, дающие каждому обучающемуся, рождения обучающихся, воспитанников. воспитаннику возможность рефлексии Внутриклассные «огоньки» и вечера. собственного участия в жизни класса. Освоение норм и правил общения, которым Классные часы по выработке совместно обучающиеся должны следовать в с обучающимися законов класса. общеобразовательной организации. Индивидуальная работа с обучающимися, воспитанниками: Изучение особенностей личностного развития Наблюдение обучающихся, воспитанников класса через обучающихся, за поведением воспитанников в их погружение обучающегося в мир человеческих 12 отношений и соотнесение результатов повседневной жизни в специально наблюдения с результатами бесед классного создаваемых педагогических ситуациях, руководителя, воспитателя обучающихся, с родителями в играх. воспитанников, учителями- Беседы по актуальным нравственным предметниками, а также (при необходимости) с проблемам. педагогом-психологом. Поддержка обучающегося, воспитанника в Индивидуальное собеседование с решении важных для него жизненных проблем ребёнком, родителями. (налаживание взаимоотношений одноклассниками или с Встречи с педагогом –психологом, педагогическими ситуации успеха для ребёнка. работниками, успеваемость и т.п.), когда каждая проблема трансформируется руководителем, воспитателем классным в задачу для обучающегося, которую они совместно стараются решить. Работа с учителями-предметниками в классе: Формирование единства мнений и требований Регулярные консультации классного педагогических вопросам работников воспитания, разрешение конфликтов предметниками по ключевым руководителя с учителями – предупреждение между и и предметниками. учителями- обучающимися, воспитанниками. Интеграция воспитательных влияний на Мини-педсоветы по решению обучающихся. конкретных проблем класса. Родительские собрания класса. Привлечение учителей-предметников к участию, Внутриклассные дела. дающему педагогическим работникам возможность лучше узнавать и понимать своих обучающихся, воспитанников, увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке. Работа с родителями обучающихся (законными представителями): Регулярное информирование родителей о Классные родительские школьных успехах и проблемах их детей, о собрания. жизни класса в целом. Индивидуальные встречи. 13 Информация на школьном сайте. Посещение на дому. Диалог в родительских группах (мессенджеры WhatsApp) Помощь родителям (законным представителям) Педагогические ситуации на классных обучающихся, воспитанников в регулировании родительских собраниях. отношений между ними, администрацией Индивидуальные консультации. общеобразовательной организации и учителями- Организация встреч с учителями предметниками предметниками, педагогом психологом. . Памятки для родителей. Обсуждение наиболее острых проблем обучения Родительские классные собрания. – и воспитания обучающихся, воспитанников. Соуправление общеобразовательной Работа с советом родителей. организацией в решении вопросов воспитания и Индивидуальные и групповые обучения обучающихся, воспитанников. собеседования. Заседания по нормативно –правовым и организационным вопросам. Совместные мероприятия. Привлечение членов семей обучающихся к Приглашение на уроки, классные организации и проведению дел класса. собрания. Предложение роли организатора внеклассного мероприятия. Сплочение семьи и школы. Семейные праздники, конкурсы, соревнования. Модуль 3. «Курсы внеурочной деятельности, занятия в системе дополнительного образования». Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется преимущественно через: - вовлечение обучающихся в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах; - поощрение педагогическими работниками детских инициатив и детского самоуправления. 14 Знания, умения и навыки по предметам, полученные на уроках, успешно закрепляются во внеурочной деятельности, на занятиях кружков. В общеобразовательной организации открыты кружки по дополнительному образованию, в которых занимается 100% обучающихся. Внеурочная деятельность для обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) организуется по направлениям: духовно - нравственное; общекультурное; спортивно - оздоровительное; социальное. Виды внеурочной деятельности: игровая, познавательная, досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение), проблемно-ценностное общение; художественное творчество, социальное творчество (социальная преобразующая добровольческая деятельность); техническое творчество (трудовая) деятельность, спортивно-оздоровительная деятельность; краеведческая деятельность; проектно-исследовательская деятельность. Формы внеурочной деятельности: экскурсии, кружки, секции, соревнования, праздники, общественно-полезные практики, смотры-конкурсы, викторины, беседы, культпоходы в театр, фестивали, игры (сюжетно-ролевые, подвижные и спортивные игры и др.), туристические походы, творческие мастерские, поисковые исследования, факультативы, презентации явлений и событий, защита проектов. Воспитательная работа по реализации модуля. Содержание и виды деятельности Формы деятельности Познавательная деятельность: Передача обучающимся, воспитанникам Факультатив, кружок. социально значимых знаний, развивающих их Групповой проект. любознательность, позволяющих привлечь их Тематический классный час. внимание к экономическим, политическим, Кружок «Экологическая радуга». экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества, формирующих их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира. Художественное творчество: Самореализация обучающихся, направленная на Кружок «Папье - маше». раскрытие их творческих способностей, Кружок «Шерстяной мир». 15 формирование чувства вкуса и умения ценить Кружок «Занимательная древесина». прекрасное, на воспитание ценностного Кружок «Волшебный квадрат» отношения обучающихся к культуре и их общее Курс внеурочных занятий духовно-нравственное развитие. «Мастерская творчества» Общекультурная деятельность: Формирование у обучающихся, воспитанников Курс внеурочных занятий: ценностного отношения представлений ценностях, об к прекрасному, эстетических развитие идеалах эмоциональной «Сказки из сундучка»; и «Школа добрых дел»; сферы, «Азбука вежливости»; чувства прекрасного, творческих способностей, «Вместе весело шагать». формирование коммуникативной общекультурной обучающимися, компетенции, овладение воспитанниками навыками продуктивной индивидуальной и коллективной деятельности, овладение навыками межличностного общения. Спортивно-оздоровительная деятельность: Физическое развитие воспитанников обучающихся, Курс внеурочных занятий «Растем, развитие их ценностного играя». отношения к своему здоровью, побуждение к Спортивные секции. здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых. Краеведческая деятельность: Воспитание у обучающихся, воспитанников Курс внеурочных занятий «История и любви к своему краю, его истории, культуре, культура родного края». природе, на развитие самостоятельности и ответственности школьников. Охрана жизни и здоровья: Воспитание у положительного здоровью, нравственного, обучающихся, отношения сохранение психического воспитанников Курс «ОБЖ». к собственному Занятия по курсу «ПДД». и укрепление и физического здоровья, формирование основ безопасности, 16 воспитание способности выпускника осознанно вести здоровый образ жизни, профилактика употребления психоактивных веществ, воспитание гармонично развитой личности. Модуль 4. «Школьный урок» Реализация педагогическими работниками воспитательного потенциала урока предполагает следующее: установление доверительных отношений между педагогическим работником и его обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб педагогического работника, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения и со сверстниками старшими (педагогическими (обучающимися), принципы работниками) учебной дисциплины и самоорганизации; привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения Воспитательная работа по реализации модуля. Содержание и виды деятельности Формы деятельности Использование воспитательных возможностей Демонстрация обучающимся содержания учебного предмета ответственного, гражданского поведения, проявления примеров человеколюбия и добросердечности. Подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе. Предметные олимпиады. Единый тематический урок. Применение на уроке интерактивных форм Интеллектуальные игры, стимулирующие работы с обучающимися, воспитанниками. познавательную мотивацию. Дидактический театр – обыгрывание 17 смоделированных ситуаций. Групповая работа или работа в парах (командное взаимодействие). Поддержка мотивации воспитанников налаживания к обучающихся, Игровые процедуры (моменты, ситуации, получению позитивных знаний, сюжетно – ролевые игры). межличностных отношений в классе, помощь в установлении доброжелательной атмосферы во время урока. Формирование социально значимого опыта Шефство мотивированных и сотрудничества и взаимной помощи. эрудированных обучающихся, воспитанников над одноклассниками, имеющими учебные затруднения. Инициирование и поддержка исследовательской Индивидуальные и групповые деятельности обучающихся, воспитанников для исследовательские проекты. приобретения решения навыков теоретической самостоятельного Конкурсы проектов. проблемы, навык Научно – исследовательская конференция генерирования и оформления собственных идей, для обучающихся, воспитанников. навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией. Модуль 5. «Детское самоуправление» Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогическим работникам воспитывать в обучающихся инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а обучающимся – предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни. Воспитательная работа по реализации модуля. Содержание и виды деятельности Формы деятельности На уровне образовательной организации Работа постоянно старшеклассников, и организующего действующего Совета Общешкольные мероприятия. инициирующего Конкурсы. проведение личностно Соревнования. 18 значимых для обучающихся событий . Праздничные концерты и т.д. Деятельность школьных комиссий, отвечающих Рейды. за проведение тех или иных конкретных Акции. мероприятий. Выпуск стенгазет, «молний», санбюллетеней и т.д. На уровне классов Работа в классе по различным направлениям Система распределяемых среди (трудовое, спортивное, учебное, культмассовое и участников ответственных должностей т.д.) (поручений). Представление интересов класса в Периодические отчеты о результатах общешкольных делах и координация работы выполненных заданий. класса с работой Совета школы. На индивидуальном уровне Инициация и организация проведения личностно Классные сборы по планированию, значимых для (соревнований, обучающихся конкурсов, событий организации, проведению и анализу фестивалей, общешкольных и внутриклассных дел. флешмобов и т.п.). Самоконтроль и самооценка выполнения Рефлексивный час (анализ результатов выбранной роли (поручения) выполнения поручения) Модуль 6. «Экскурсии, походы» Экскурсии, походы помогают обучающемуся расширить свой кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных внешкольных ситуациях. На экскурсиях, в походах создаются благоприятные условия для воспитания у обучающихся самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков самообслуживающего труда, преодоления их инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения рациональному использованию своего времени, сил, имущества. Воспитательная работа по реализации модуля. 19 Содержание и виды деятельности Организация классными воспитателями и представителями) Формы деятельности руководителями, Регулярные пешие прогулки, экскурсии в родителями (законными музей, на выставки детского творчества, на обучающихся совместных предприятие, на природу. видов коллективной познавательной и спортивно Интерактивные занятия, сюжетно – ролевые – оздоровительной деятельности игры с распределением среди обучающихся ролей и соответствующих им заданий. Час здоровья. Организуемые экскурсии в учителями, другие города воспитателями Заочные литературные, исторические, для изучения биологические экскурсии. биографий проживавших здесь российских поэтов и писателей, произошедших здесь исторических событий, имеющихся историко-культурных здесь природных ландшафтов, флоры и и фауны. Решение задач общественной жизни класса, Прогулка с заданием группы. Отработка, закрепление жизненно важных Прогулка – практикум навыков (например, следование определённым правилам культуры поведения, правилам уличного движения и др.). Знакомство с историей своего края (района, Экскурсия города), достижениями народа в труде, искусстве, науке; расширение представлений о видах производительного труда взрослых. Создание позитивного эмоционального настроя у Творческая прогулка обучающихся, воспитанников и организация их творческой деятельности. Модуль 7. «Профориентация» Совместная деятельность педагогических работников и обучающихся по направлению «профориентация» включает в себя профессиональное просвещение обучающихся; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб обучающихся. Задача совместной деятельности педагогического работника и обучающегося – подготовить обучающегося к осознанному выбору своей будущей 20 профессиональной деятельности. Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность обучающегося к выбору, педагогический работник актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд. Воспитательная работа по реализации модуля. Содержание и виды деятельности Формы деятельности Подготовка обучающихся, воспитанников к Циклы профориентационных часов осознанному планированию и реализации своего общения. профессионального будущего. Расширение знаний обучающихся, Профориентационные игры: деловые игры, воспитанников о типах профессий, о способах квесты, решение кейсов (ситуаций, в выбора профессий, о достоинствах и недостатках которых необходимо принять решение, той или иной интересной профессиональной занять определенную позицию) деятельности Формирование начальных представлений о Экскурсии на предприятия города, района существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии Посещение дней открытых дверей в колледжах, Профориентационные: мильтицентре Ленобласти - выставки, - ярмарки профессий, - тематические мастер-классы Изучение интернет-ресурсов, посвященных Онлайн-тестирования выбору профессий Освоение обучающимися, воспитанниками Швейное дело. основ профессии в рамках различных курсов по Столярное дело. выбору, включенных в образовательную основную Сельскохозяйственный труд. программу Штукатурно – малярное дело. общеобразовательной организации Модуль 8. «Организация предметно – эстетической среды. Окружающая обучающегося предметно-эстетическая среда школы, при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир обучающегося, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию обучающимся школы. Воспитательная работа по реализации модуля. 21 Содержание и виды деятельности Формы деятельности Формирование наглядными средствами Оформление интерьера положительных установок обучающихся, (кабинетов, игровых, спален, коридоров, воспитанников на учебные и внеучебные залов и т.п.) и их занятия. периодическая переориентация Конкурс «Лучшая игровая»; «Лучший класс» Размещение на стенах общеобразовательной Выставки творческих работ обучающихся, организации регулярно сменяемых экспозиций воспитанников картин определенного для расширения представлений о разнообразии художественного стиля; фотоотчетов об эстетического осмысления мира. интересных школьных событиях. Ярмарка семейных поделок. Оборудование спортивных, оздоровительно- Зоны активного и тихого отдыха рекреационных и игровых площадок, доступных в свободном пространстве и приспособленных для обучающихся, общеобразовательной организации. воспитанников. Проявление фантазии и творческих Совместное благоустройство способностей, создающих повод для длительного классных кабинетов, игровых силами общения классного руководителя, воспитателя педагогов, обучающихся, воспитанников и со своими обучающимися, воспитанниками. Оформление пространства их родителей (законных представителей) проведения Событийный конкретных школьных событий. церемоний, дизайн праздников, торжественных линеек, творческих проектов, выставок, собраний, конференций и т.п. Благоустройство различных участков Конкурсы творческих проектов пришкольной территории Акцентирование внимания обучающихся Стенды, плакаты, коллажи посредством элементов предметно- эстетической среды на важных для воспитания ценностях общеобразовательной организации, ее традициях, правилах. Модуль 9. «Школьные медиа» Цель школьных медиа (совместно создаваемых обучающимися и педагогическими работниками средств распространения текстовой, аудио и видео 22 информации) – развитие коммуникативной культуры обучающихся, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации обучающихся. Воспитательная работа по реализации модуля. Содержание и виды деятельности Размещение на страницах Формы деятельности газеты Школьная газета материалов, которые могут быть интересны обучающимся, воспитанникам общеобразовательной организации Фотосъемка, видеосъемка и Школьный медиацентр мультимедийное сопровождение школьных праздников, фестивалей, конкурсов, спектаклей, вечеров, дискотек. Освещение образовательной деятельности в Интернет-сайт, группа в Контакте информационном пространстве, общеобразовательной организации привлечение внимания общественности к ОО, информационное ценностей школы продвижение и организации виртуальной диалоговой площадки. Модуль 10. «Работа с родителями» Работа с родителями или законными представителями обучающихся осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе. Воспитательная работа по реализации модуля. Содержание и виды деятельности Формы деятельности На групповом уровне: Участие в управлении общеобразовательной Совет родителей школы организацией и решении вопросов воспитания и социализации обучающихся, воспитанников Обсуждение особенностей вопросов обучающихся, возрастных Родительские гостиные, мастер- классы, формы и семинары, «круглые столы» способы доверительного взаимодействия родителей с обучающимися. 23 Посещение школьных уроков и внеурочных Родительские дни занятий для получения представления о ходе учебно воспитательного - процесса в общеобразовательной организации. Обсуждение обучения наиболее и острых воспитания проблем Общешкольные родительские собрания обучающихся, воспитанников Получение ценных рекомендаций и советов Семейный всеобуч (очные и с от педагогов, психологов, медперсонала и использованием информационных средств) обмен собственным творческим опытом в деле воспитания обучающихся, воспитанников. Обсуждение вопросов, интересующих а также родителей Родительский форум, онлайн - осуществление анкетирование на школьном интернет-сайте, виртуальных консультаций психологов и в родительских группах. педагогических работников. Виртуальные консультации психологов и педагогических работников. Анкетирование (опросы) На индивидуальном уровне: Решение острых конфликтных ситуаций Консультации и мероприятия специалистов по запросу родителей Обсуждение и решение острых проблем, Педагогические консилиумы связанных с обучением и воспитанием конкретного обучающегося, воспитанника. Координация воспитательных усилий Индивидуальное педагогических работников и родителей консультирование участников. Индивидуальная работа с семьями «группы риска». Индивидуальная работа с опекунскими семьями. Индивидуальная работа с семьями детейинвалидов. 24 Раздел V. Основные направления самоанализа воспитательной работы. Самоанализ организуемой в школе воспитательной работы осуществляется по выбранным самой школой направлениям и проводится с целью выявления основных проблем школьного воспитания и последующего их решения. Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной организации с привлечением (при необходимости и по самостоятельному решению администрации образовательной организации) внешних экспертов. Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в школе, являются: принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогическим работникам, реализующим воспитательный процесс; принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между обучающимися и педагогическими работниками; принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогических работников: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с обучающимися деятельности; принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития обучающихся, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие обучающихся – это результат как социального воспитания (в котором школа участвует наряду с другими социальными институтами), так и стихийной социализации и саморазвития обучающихся. Основными направлениями анализа организуемого в школе воспитательного процесса могут быть следующие: 1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития обучающихся каждого класса. Осуществляется анализ классными руководителями, воспитателями совместно со старшим воспитателем с последующим обсуждением его результатов на заседании методического объединения классных руководителей, воспитателей или педагогическом совете школы. Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития обучающихся является педагогическое наблюдение. Внимание педагогических работников сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде существовавшие проблемы личностного развития 25 обучающихся удалось решить за минувший учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу. 2. Состояние организуемой в школе совместной деятельности обучающихся и взрослых. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в школе интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности обучающихся и взрослых. Осуществляется анализ старшим воспитателем, классными руководителями, воспитателями, Советом старшеклассников и родителями, хорошо знакомыми с деятельностью школы. Способами получения информации о состоянии организуемой в школе совместной деятельности обучающихся и педагогических работников могут быть беседы с обучающимися и их родителями, педагогическими работниками, лидерами ученического самоуправления, при необходимости – их анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на заседании методического объединения классных руководителей, воспитателей или педагогическом совете школы. Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с качеством проводимых общешкольных ключевых дел; качеством совместной деятельности классных руководителей, воспитателей и их классов; качеством организуемой в школе внеурочной деятельности; качеством реализации личностно развивающего потенциала школьных уроков; качеством существующего в школе ученического самоуправления; качеством проводимых в школе экскурсий, экспедиций, походов; качеством профориентационной работы школы; качеством работы школьных медиа; качеством организации предметно-эстетической среды школы; качеством взаимодействия школы и семей обучающихся. Итогом самоанализа организуемой в школе воспитательной работы является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу. № Направление Критерии Способ п/ получения п информации Ответственные Оценочный инструментарий 26 1. Результаты Динамика Педагогическое Классные Методика Н.П. воспитания, личностного наблюдение руководители, Капустина, социализации развития воспитатели, методика саморазвития обучающихся, учитель-логопед. Кейнарайсека, обучающихся, воспитанников учителя- методика « 4 воспитанников каждого класса предметники, кубика», мед. работник методика педагог- «Найди и психолог вычеркни», Решение ситуативных задач 2. Состояние Наличие Беседы с Классные Анкеты (опросы) совместной интересной, обучающимися, руководители, для деятельности событийно воспитанниками, воспитатели обучающихся, обучающихся насыщенной и педагогическими воспитанников, и взрослых. личностно работниками, родителей развивающей лидерами класса и (законных совместной общеобразователь представителей) деятельности ной организации, по итогам обучающихся результаты проведения и взрослых качества воспитательных воспитания по мероприятий. выбранным наблюдение, показателям) решение ситуативных задач 3. Удовлетворённость Результаты обучающихся, воспитанников Анкетирование Классные Методика диагностики, руководители, А.А.Андреева анализ воспитатели Е.Н.Степанова и родителей школьной жизнью. 27 Показатели качества реализации Программы воспитания по модулям: № Показатели Метод мониторинга Ответственный мод 1. Качество проводимых Анализ динамики результатов Заместитель общешкольных ключевых дел. анкетирования участников директора по УВР, старший воспитатель, педагогорганизатор, 2. Качество совместной Анализ динамики отзывов Классный деятельности классных родителей (законных руководитель, руководителей, воспитателей с представителей) воспитатель Анализ динамики результатов Заместитель обучающимися, воспитанниками. 3. Качество организуемой в общеобразовательной организации внеурочной деятельности директора по УВР, внеурочной деятельности, старший (творческие отчеты) дополнительного образования. воспитатель, классный руководитель, воспитатель 4. Качество реализации Анализ динамики результатов Заместитель личностно развивающего поведения и активности директора по УВР, потенциала школьных уроков обучающихся, воспитанников на старший уроках, ВШК. воспитатель, руководители МО 5. Качество существующего в Анализ динамики продуктивной Классный школе детского самоуправления. активности обучающихся, руководитель, воспитанников воспитатель, в жизнедеятельности класса старший (общеобразовательной воспитатель организации) 6. Качество проводимых в Анализ динамики охвата детей и Классный школе экскурсий, прогулок в результативности проведенных руководитель, музей, на выставки детского экскурсий, прогулок. воспитатель, 28 7. 8. творчества, на предприятие, на старший природу. воспитатель Качество работы школьных Отчет о наличии Заместитель СМИ. содержательной директора по УВР, информации о трансляции старший воспитательной практики. воспитатель Качество организации Информация о наличии Заместитель предметно-эстетической среды функциональных зон активного директора по УВР, общеобразовательной организации и тихого отдыха в свободном старший пространстве воспитатель общеобразовательной классный организации. руководитель, воспитатель, 9. Качество взаимодействия Анализ динамики охвата Заместитель общеобразовательной организации детей/родителей и директора по УВР, и семьей обучающихся, результативности старший воспитанников проведенных воспитатель совместных мероприятий. 10. Анализ воспитательной Динамика показателей отчета Заместитель работы классных руководителей, классного руководителя, директора по УВР, воспитателей. воспитателя по установленной старший форме. воспитатель 29