01.03.2019
«Доступная среда» – безбарьерная среда для детей-инвалидов, обеспечивающая доступ к образовательным ресурсам и совместный процесс их обучения в обычных школах.
Она направлена на развитие инклюзивного образования, основная идея которого заключается в исключении любой дискриминации учеников и создании специальных условий для детей, имеющих особые образовательные потребности. Все дети, независимо от степени их совершенства и отличительных особенностей, достойны уважения и могут учиться.
В связи с тем, что социализация и образование детей с ограниченными возможностями здоровья является одним из важнейших факторов государственной политики в сфере охраны здоровья и образования, особое внимание сосредоточено на создании условий для полноценного включения этой категории детей в образовательное пространство.
Ни для кого не секрет, что процесс обучения любого ребенка в школьном возрасте должен осуществляться очно, в коллективе, под контролем педагогов, при «живом» общении учителя с учеником. В этом случае обучение более эффективно. При обучении детей с ограниченными возможностями здоровья возникают особенности, связанные с психологическим и физическим состоянием ребенка. Поэтому очень важно адаптировать образовательную среду к больным детям и детям-инвалидам.
Нормативная база:
Федеральный уровень:
• Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 августа 2016 года № 1839-р);
• Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ст. 15);
• Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (п. 4 ст. 19); • Межведомственный комплексный план мероприятий по вопросу развития системы профессиональной ориентации детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на 2016-2020 гг. (утвержден 1 февраля 2016 года Заместителем Министра труда и социальной защиты Российской Федерации Г.Г. Лекаревым, Заместителем Министра образования и науки Российской Федерации В.Ш. Кагановым);
• Межведомственный комплексный план по вопросам организации инклюзивного дошкольного и общего образования и создания специальных условий для получения образования детьми- инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья на 2016-2017 учебный год (утвержден Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец 27 июня 2016 года № 4491п-П8); Автономная некоммерческая организация "Научно-методический центр образования, воспитания и социальной защиты детей.
• приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
• приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
• приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
• приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2015 г. N 1309 «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи».
• приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 декабря 2015 г. № 1399 «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») Министерства образования и науки Российской Федерации по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования;
• приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 марта 2016 года № 336 «Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования…»;
• письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.02.2016 N ВК-270/07 «Об обеспечении условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования»;
• письмо Минобрнауки России от 11 августа 2016 г. № ВК-1788/07 «Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
Региональный уровень:
В ГБОУ ЛО «Приморская школа-интернат» создана «Доступная
среда», специальные условия воспитания и обучения, позволяющие учитывать особые
образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной
организации:
архитектурно доступный
вход (выход) на территорию образовательной организации, доступный путь движения
на территории;
входная группа в здание обеспечена наружным пандусом, входной площадкой перед дверью, архитектурно доступной входной дверью, доступным тамбуром и путями эвакуации (в т.ч. зоны безопасности);
при в ходе в
школу расположена табличка с названием организации и графиком работы
выполненная рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне;
оборудованы
зоны целевого назначения:
рекреация с
поручнями,
учебные
кабинеты, оснащенные специализированным учебно-методическим и дидактическим оборудованием;
помещения для обеспечения
психолого-педагогического сопровождения (кабинет учителя - дефектолога,
педагога-психолога, учителя-логопеда),
на первом этаже
имеется гардероб, санитарно-гигиенические помещения (туалетная и душевая
комнаты);
предусмотрены
условия для занятий детей-инвалидов по АФК, пользованием библиотечным и книжным
фондом;
имеется сменное
кресло-коляска,
предоставляется возможность
инвалидам по (слуху и зрению) услуг сурдопереводчика (тифлосурдопереводчика);
здание школы
оснащено системой противопожарной звуковой сигнализацией,
на расширенных дверных проемах имеются тактильные таблички Брайля.
Условия питания: на первом этаже образовательной организации
находится столовая.
Электронные образовательные ресурсы:
в рамках
образовательного процесса осуществляется доступ обучающихся ко всем
образовательным ресурсам сети Интернет под руководством преподавателя,
проводящего учебное занятие;
на всех
компьютерах, подключенных к сети Интернет, установлена и настроена программа
контентной фильтрации, обеспечивающая исключение доступа к ресурсам Интернет,
не относящимся к образовательному процессу.