02-04 Приложение к федеральной адаптированной основной общеобразовательной программе обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) РАССМОТРЕН УТВЕРЖДЕН на педагогическом совете ГБОУ ЛО «Приморская школа-интернат» (протокол № 01 от «30» августа 2024 года) приказом № 09 по ГБОУ ЛО «Приморская школа-интернат» от «30» августа 2024 года Учебный план ФАООП УО обучающихся V-IX классов на 2024-2025 учебный год г. Приморск 1 Оглавление Пояснительная записка 3 1.1 Нормативно-правовая база 3 1.2 Задачи, решаемые посредствам реализации федерального учебного плана 4 1.3 Режим работы образовательной организации 4 I 1.4 Продолжительность учебного года 4 1.5 Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся 5 II Учебный план ФАООП УО обучающихся V-IX классов (вариант I) 5 2.2 Особенности учебного плана и учебные предметы 5 2.3 Компонент образовательной организации 9 2.4 Недельный учебный план ФАООП УО (вариант 1) обучающихся V - IX классов. 11 2.5 Годовой учебный план ФАООП УО (вариант 1) обучающихся V - IX классов. 12 III Учебный план ФАООП УО обучающихся V-IX классов (вариант II) 14 3.1 Особенности учебного плана и учебные предметы 14 3.2 Компонент образовательного учреждения 18 3.3 Недельный учебный план ФАООП УО (вариант 2) обучающихся V - IX классов 19 3.4 Недельный учебный план ФАООП УО (вариант 2) обучающихся V - IX классов 21 IV. Учебный план обучающихся на дому 22 2 I. Пояснительная записка 1.1 Нормативно-правовая база Основными целями ГБОУ ЛО «Приморская школа-интернат» являются обеспечение образовательного, коррекционного и воспитательного процессов, реализация права ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на образование, формирование общей культуры личности обучающихся, их адаптация к жизни в обществе, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни. Общеобразовательная организация осуществляет обучение и воспитание в интересах личности, общества, государства, обеспечивает охрану здоровья и создание благоприятных условий для развития личности. Учебный план – нормативный документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, коррекционных занятий, иных видов учебной деятельности и формы промежуточной аттестации, обучающихся ГБОУ ЛО «Приморская школа – интернат» для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Учебный план является частью федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы и сформирован в соответствии с документами: Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. (с изм. и доп. от 08.08.2024 г, вступ. в силу с 01.09.2024). Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. № 874 «Об утверждении Порядка разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных программ». Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1023 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1025 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)». Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" (изменения внесены приказом Минпросвещения России от 3 августа 2023 г. № 581). Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года N 28 СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" от 28.01.2021 N 2. Методические рекомендации «Об организациях образовательной деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования в 2024/2025 учебном году». Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 года № 345 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». Устав, лицензия ГБОУ ЛО «Приморская школа-интернат». 3 Другие нормативно-правовые образовательного учреждения. документы, регламентирующие деятельность 1.2 Задачи, решаемые посредствам реализации федерального учебного плана Учебный план ГБОУ ЛО «Приморская школа-интернат» реализует общеобразовательные программы основного общего образования и является основным организационным механизмом реализации соответствующей федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далееФАООП). Федеральный учебный план (далее-учебный план) направлен на решение следующих задач: - овладение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебной деятельностью, обеспечивающей формирование жизненных компетенций; - формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями; - достижение планируемых результатов освоения ФАООП образования обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей; - выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), через организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивно-оздоровительной работы, организацию художественного творчества с использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе сетевого взаимодействия), проведении спортивных, творческих соревнований. 1.3 Режим работы образовательной организации Организация образовательной деятельности регламентируется календарным учебным графиком. Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана школы состоящей из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, в совокупности не превышает величину недельной образовательной нагрузки, установленными правилами СП 2.4.3648-20 и СанПиН 1.2.3685-21, Уставом ГБОУ ЛО «Приморская школа-интернат». На основании Устава образовательной организации осуществляет образовательный процесс по графику 5-ти дневной рабочей недели с двумя выходными днями для всех обучающихся 5-9 классов. Обучение осуществляется в одну смену. Учебные занятия начинаются не ранее 9.00. Проведение "нулевых" уроков в образовательной организации не допускается в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами и правилами. В субботу, воскресенье и праздничные дни, установленные законодательством Российской Федерации, образовательная организация не работает. На период школьных каникул устанавливается особый график работы образовательного учреждения. 1.4 Продолжительность учебного года Начало и окончание учебного года, продолжительность учебных периодов (по четвертям), каникул распределены на основании календарного учебного графика на учебный год. 5 – 9 классы – 34 учебные недели. Режим работы второй половины дня Во второй половине дня осуществляются коррекционно-развивающие занятия, внеурочная деятельность. Продолжительность коррекционно-развивающих занятий: фронтальных - 40 минут; 4 групповых и индивидуальных – 15-25 минут. Примечание: Количество часов, отведенное на реализацию коррекционно-развивающих и факультативных занятий, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки, но учитывается при определении объемов финансирования. Расписание звонков и перемен № урока 1 2 3 4 5 6 7 Время урока 9.00-9.40 09.50-10.30 11.00-11.40 11.50-12.30 13.00-13.40 13.50-14.30 15.00-15.40 Перемена 9.40-09.50 10.30-11.00 11.40-11.50 12.30-13.00 13.40-13.50 14.30-15.00 - Продолжительность перемен между уроками составляет 10 минут. После 2-ого и 4-ого уроков проходят динамические перемены по 30 минут каждая. 1.5 Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся Виды аттестаций: текущая, тематическая, промежуточная, итоговая. Текущая аттестация - это оценка качества усвоения содержания компонентов какой-либо части (темы) образовательной программы и проводится педагогом на занятиях. Текущий контроль успеваемости обучающихся в школе-интернате осуществляется учителями по пятибалльной системе (минимальный балл - 1; максимальный балл 5). Учитель, проверяя и оценивая работы (в том числе контрольные, устные ответы обучающихся, достигнутые ими навыки и умения), выставляет отметку в электронный журнал. Тематическая аттестация - это оценка качества усвоения обучающимися содержания конкретной темы или блока программы и проводится педагогом по окончании их изучения в соответствии с требованиями данной образовательной программы. Тематический контроль успеваемости обучающихся в образовательной организации осуществляется учителями по пятибалльной системе (минимальный балл - 1; максимальный балл - 5). Учитель, проверяя и оценивая работы (в том числе контрольные, устные ответы обучающихся, достигнутые ими навыки и умения), выставляет отметку в электронный журнал. При организации и оценки итоговых (контрольных) знаний у обучающихся исходят из достигнутого ими минимального уровня, то есть выбирают такую оценку, которая стимулировала бы их учебную и практическую деятельность, так как никакие нормативные стандарты и критерии невозможно с максимальной точностью «применить» к ребенку с интеллектуальными нарушениями. На занятиях АФК, логопедической коррекции, психологическом практикуме и факультативе применяется безотметочная форма обучения. II. Учебный план ФАООП УО обучающихся V-IX классов (вариант I) 2.2 Особенности учебного плана и учебные предметы Федеральный учебный план разработан на основе ФАООП, фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. 5 Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации. Учебный план определяет основные образовательные направления, перечень учебных предметов, их распределение по годам обучения с учетом специфики обучения умственно отсталых (интеллектуальными нарушениями) обучающихся и максимально допустимой нагрузки часов при пятидневном обучении: для обучающихся 5- 6 класса не более шести уроков в день; для обучающихся 7 – 9 классов не более семи уроков в день. Набор учебных предметов, их соотношение по годам обучения предусматривает оптимальную нагрузку обучающихся на каждом году обучения, обеспечивает качественное усвоение учебной программы. Учебная нагрузка каждого ученика состоит из часов, отведенных по учебному плану. В сумме недельная нагрузка не превышает максимальный объем нагрузки, состоящий из суммы часов образовательной области и факультативных занятий. На каждом этапе обучения в учебном плане представлены семь предметных областей и коррекционно-развивающая область. Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую направленность, заключающуюся в учете особых образовательных потребностей обучающихся. Кроме этого, с целью коррекции недостатков психического и физического развития обучающихся в структуру учебного плана входит и коррекционно-развивающая область. Учебный план включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Обязательная часть включает предметные области: «Язык и речевая практика», «Математика», «Естествознание», «Человек и общество», «Искусство», «Физическая культура», «Технология». В этой части особое внимание уделяется развитию связной устной и письменной речи, усвоению элементарных основ математики, предметов из естествоведческого и обществоведческого циклов. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение; формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях. В процессе усвоения обязательных учебных предметов, обучающиеся достигают уровня элементарной грамотности, овладевают навыками общения, учебного и профильного труда, культуры поведения. Задача общеобразовательных предметов и трудового обучения заключается в обеспечении обучающихся тем уровнем знаний, умений и навыков, которые необходимы для их успешной социальной адаптации. Обучение общеобразовательным предметам имеет практическую направленность. Принцип коррекции является ведущим, учитывается воспитывающая роль обучения, необходимость формирования таких черт характера и всей личности в целом, которые должны помочь выпускникам стать полезными членами общества. Содержание обучения на каждом уровне строится на основе общих закономерностей развития психики ребенка и новообразований, возникающих благодаря коррекционному обучению и социальному развитию. «Русский язык», «Чтение (литературное чтение)» как учебный предмет являются ведущими, т. к. от их усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Задачи обучения русскому языку и литературному чтению - научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст, выработать элементарные навыки грамотного письма, повысить уровень общего и речевого развития обучающихся, научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме. Расширение разговорной, литературной, деловой, книжной (научной) лексики на уроках русского языка и чтения позволит приблизить 6 обучающихся к знаниям о культуре, истории, к освоению нравственных норм социального поведения на образцах доступных литературных жанров. «Математика» представлена элементарной математикой и в ее структуре геометрическими понятиями. Математика имеет выраженную практическую направленность с целью обеспечения жизненно важных умений у обучающихся по ведению домашнего хозяйства, их деятельности в доступных профилях по труду. Математика вносит существенный вклад в развитие и коррекцию мышления и речи, она значительно продвигает большую часть обучающихся на пути освоения ими элементов логического мышления. Математические знания реализуются и при изучении других дисциплин: трудового обучения, истории, географии, биологии, физкультуры, социально-бытовой ориентировки и др. «География» включает физическую географию России и зарубежья, позволяет на основе меж предметных связей сформировать доступные представления о физической, социальноэкономической географии, ее природных и климатических ресурсах, влияющих на образ жизни, хозяйственную деятельность человека на земле. Особое место в курсе географии отводится изучению родного края, природоохранной деятельности, что существенно дополняет систему воспитательной работы по гражданскому, нравственно-эстетическому воспитанию. Учебной предмет "Природоведение" предметной области "Естествознание" реализуются в 5-6 классах. Цель курса, расширить кругозор и подготовить обучающихся к усвоению систематических биологических и географических знаний. В процессе изучения природоведческого материала у обучающихся развивается наблюдательность, память, воображение, речь и, главное, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинноследственные связи и зависимости. Учебной предмет "Биология" (7 - 9 классы) предметной области "Естествознание". Изучение биологического материала в 7 – 9 классах формирует экологическое, эстетическое, патриотическое, физическое, трудовое и половое воспитания обучающихся и подростков. Подростки знакомятся с разнообразием растительного и животного мира. Естествоведческие знания помогают осмыслению единства свойств живой и неживой природы, формируют у обучающихся практические навыки взаимодействия с объектами природы, ее явлениями. Раздел «Человек» позволяет изучить не только строение, функции органов человека, но прежде всего - вопросы профилактики различных заболеваний. Знания о социальной сущности человека учитывают и дополняют представления обучающихся о себе как о живом организме, помогают ориентироваться в сложных межполовых и межролевых отношениях, возникающих между людьми, что особенно важно для самостоятельной жизни после окончания школы. Учебный предмет «Информатика» предметной области "Математика" формирует у обучающихся представления, знания и умения, необходимые для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Обучающиеся знакомятся с приемами работы с компьютером и другими средствами ИКТ, необходимыми для решения учебно-познавательных, учебнопрактических, житейских и профессиональных задач. Кроме того, изучение информатики будет способствовать коррекции и развитию познавательной деятельности и личностных качеств обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их индивидуальных возможностей. Учебный предмет "Мир истории" (6 класс) предметной области "Человек и общество" знакомит обучающихся с историческими фактами, с историей развития человека и человеческой цивилизации. Формирует у обучающихся нравственное сознание, усвоение и накопление обучающимися социального опыта. Курс «История Отечества» формирует систему знаний о самых значительных событиях, становлении и развитии основ Российской государственности с древнейших времен до новейшей истории. Нарушение сложных форм познавательной деятельности при умственной отсталости (анализ, классификация, мысленное планирование) не позволяет выстраивать курс истории на основе развернутых хронологических сведений, поэтому он представлен наиболее яркими ключевыми событиями эволюции России как государства, явлениями, обогатившими науку, производство, культуру, общественный уклад. Обучение рисованию (изобразительному искусству) и музыке предполагает овладение школьниками элементарными основами этих видов деятельности: навыками рисования (лепка, аппликация), слушания музыки и пения. В процессе занятий по этим предметам осуществляется 7 всестороннее развитие, обучение и воспитание детей - сенсорное, умственное, эстетическое, нравственное, трудовое. Коррекционная направленность уроков - обязательное условие учебного процесса. Предмет «Адаптивная физическая культура» направлен на коррекцию психофизического развития обучающихся, выполняет общеобразовательную функцию, включает элементы спортивной подготовки, овладение обучающимися основами доступных видов спорта (легкой атлетикой, гимнастикой, лыжной подготовкой) в соответствии с возрастными и психофизическими особенностями. На уроках адаптивной физической культуры укрепляется здоровье школьников, закаливается организм, формируется правильная осанка, совершенствуются двигательные качества (сила, быстрота, ловкость, выносливость и др.), воспитываются гигиенические навыки, физическая работоспособность, создается благоприятный соматический фон для проведения коррекционноразвивающей работы. Кроме уроков физкультуры проводятся подвижные игры на переменах и в послеурочное время, динамические занятия (проводимые при соответствующих погодных условиях на открытом воздухе), проводятся внеурочные спортивные мероприятия. Активное участие детей в кружках, спортивных секциях, наличие в школе музыкально-динамических пауз, использование на уроках фрагментов физкультуры реализует биологическую потребность организма детей в двигательной активности, способствует совершенствованию движений. При организации, планировании и проведении занятий физической культуры, спортивной работы в полной мере используются школьные спортивные сооружения, спортивная площадка, спортивный зал, естественные природные ландшафты, а также другие спортивные и игровые объекты. Основы социальной жизни (ОСЖ) обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем мире. Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Уроки ОСЖ способствуют усвоению моральноэтических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса. Наибольший объем в учебном плане отводится труду, которое по направленности содержания разработано на основе местных ресурсов, перспектив самостоятельной жизнедеятельности выпускников учреждения. В 5-9 классах осуществляется допрофессиональное трудовое обучение, целью которого является подготовка обучающихся к самостоятельному труду, имеющее профессиональную направленность, и овладение одной из доступных профессий по следующим профилям: швейное дело, сельскохозяйственный труд, столярное дело. На занятиях по трудовой подготовке обучающиеся в 6-9 классах делятся на две группы. Комплектование групп осуществляется с учетом интеллектуальных, психофизических особенностей обучающихся и рекомендаций врача. Трудовое обучение дает возможность обучающимся овладеть элементарными приемами труда, формирует у школьников общетрудовые умения и навыки, самостоятельность, положительную мотивацию в трудовой деятельности. При определении направлений профильного труда учитываются: доступность видов труда для детей ограниченными возможностями здоровья; производственное окружение г. Приморска; наличие материальной базы; потребность Выборгского района в рабочих кадрах; возможность трудоустройства обучающихся по месту их жительства. Трудовая подготовка имеет общетехнический характер, проводится на базе школьных учебных мастерских, рассматривается как пропедевтический период для формирования некоторых новых организационных умений и навыков поведения, характерных для профессиональной мастерской; ведется наблюдение, целью которого является определение индивидуальных профессиональных возможностей, обучающихся в овладении тем или иным видом профильного труда. Летняя трудовая практика в 5 - 7 классах (в течение 10 дней), 8 - 9 классах (в течение 20 дней) проводится на базе школьных мастерских, школьного земельного участка и прилегающей территории в течение весенне-летнего периода или в том же объеме по окончании учебного года. 8 Растениеводы работают на пришкольном земельном участке, облагораживают пришкольную территорию, строительные рабочие занимаются ремонтом мебели. Маляры в течение года занимаются косметическим ремонтом помещений школы. По окончании 9 класса обучающиеся сдают экзамен по профильному труду и получают документ установленного государственного образца об окончании образовательного учреждения. Таким образом, предметы, включенные в учебный план, обеспечивают обучающимся потенциально возможный уровень образованности, без чего не может быть достигнута основная цель: социальная реабилитация и интеграция детей с проблемами в развитии в современное общество. 2.3 Компонент образовательной организации В школьном компоненте представлены коррекционные технологии, обязательные для преодоления (сглаживания) специфических нарушений у обучающихся. Взаимодействие педагогов, небольшая наполняемость классов и групп, создание системы индивидуального сопровождения позволяют оказать действенную помощь каждому ребенку, осуществить дифференцированный подход к коррекции психического, сенсорного и речевого развития. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося. Коррекционная работа с обучающимися проводится: в рамках образовательного процесса через содержание и организацию образовательного процесса (индивидуальный и дифференцированный подход, сниженный темп обучения, структурная простота содержания, повторность в обучении, активность и сознательность в обучении); в рамках внеурочной деятельности в форме специально организованных индивидуальных и групповых занятий (коррекционно-развивающие и логопедические занятия); в рамках психологического и социально-педагогического сопровождения обучающихся. В процессе коррекционно-развивающей работы и внеурочной деятельности используются следующие формы и методы работы: занятия индивидуальные и групповые, игры, упражнения, этюды, психокоррекционные методики и технологии, беседы, организация деятельности (игра, труд, изобразительная, конструирование). Коррекционные курсы реализуются через внеурочную деятельность, дополняют и расширяют возможности обучения детей с нарушением интеллекта в успешном овладении знаниями и умениями программного материала. Компонент образовательного учреждения представлен предметами коррекционноразвивающей области учебного плана, реализуется через систему фронтальных групповых и индивидуальных коррекционных занятий с обучающимися с применением специальных здоровьесберегающих технологий обучения и воспитания для преодоления (сглаживания) специфических нарушений у обучающихся. Она включает: индивидуальные логопедические занятия для обучающихся 5–9 классов, имеющих речевые нарушения. Они проводятся во время уроков русского языка, чтения или во второй половине дня по расписанию вне сетки обязательных учебных часов; специальные обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия по коррекции отклонений в психофизическом развитии обучающихся и восполнению пробелов в знаниях. Коррекционные занятия проводятся по расписанию вне сетки обязательных учебных часов после уроков. Продолжительность занятий не превышает 30 минут. В группе возможно объединение не более трех учеников с учетом однородности и выраженности двигательных, речевых и других нарушений. Коррекционный курс АФК направлен на исправление недостатков и нормализацию физического развития ребенка в соответствии с его индивидуальными и возрастными возможностями. Индивидуальные и групповые занятия по АФК проводятся вне сетки обязательных учебных часов в соответствии с медицинскими показаниями по 35 минут. В условиях занятий АФК 9 с учетом специфики заболеваний организуется режим двигательной активности, привития навыков здорового образа жизни. При организации, планировании и проведении занятий адаптивной и физической культуры, спортивной работы в полной мере используются школьные спортивные сооружения, спортивные площадки, спортивный зал, естественные природные ландшафты. В 6-9 классах введен факультативный курс «Основы финансовой грамотности». Данный курс поможет обучающимся сформировать базовые знания о личных и семейных доходах и расходах, принципах управления доходами и расходами, свойствах и функциях денег, о возможных финансовых рисках, защите прав потребителей. В 7-9 классах вводится курс «Основы безопасности и защиты Родины» (ОБЗР). Курс будет включать самые актуальные темы, связанные с безопасностью, как физической, так и информационной, поможет подготовить детей быстро ориентироваться в чрезвычайных ситуациях. Профориентационные занятия «Россия -мои горизонты» - в 7-9 классах. Данные занятия помогут обучающимся определиться с будущей профессией, учитывая интересы, индивидуальные особенности и возможности. С целью воспитания, обучения, развития и социализации обучающихся, в школе создан музей «Живая нить времен». Школьники занимаются поисково- собирательной работой, изучают и описывают музейные предметы, создают экспозиции, проводят экскурсии для обучающихся и сотрудников школы-интерната. Для привлечения обучающихся к систематическим занятиям физической культурой и массовым спортом, формирования у них потребности в здоровом образе жизни, в школе функционирует спортивный клуб "Факел". Для реализации творческого потенциала обучающихся, создание условий сохранения и приумножения нравственных, культурных, исторических, творческих традиций, обучающиеся занимаются в школьном театре «Искорки». Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает: учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся; увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии; введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных предметов. Проведение и непрерывность систематической коррекционно-развивающей работы, реализуемой как через содержание предметных областей, так и в процессе коррекционной работы, направлены на систематизацию и обогащение представлений об окружающей действительности, создают положительные условия для реализации федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы. 10 2.4 Недельный учебный план ФАООП УО (вариант 1) обучающихся V - IX классов. Предметные области Класс Количество часов Всего Учебные предметы V VI VII VIII IX Русский язык 4 4 4 4 4 20 Чтение (Литературное чтение) 4 4 4 4 4 20 Математика 4 4 3 3 3 17 Информатика - - 1 1 1 3 Природоведение 2 2 - - - 4 Биология - - 2 2 2 6 География - 2 2 2 2 8 Основы социальной жизни 2 2 2 2 2 10 Мир истории - 2 - - - 2 История Отечества - - 2 2 2 6 Музыка 1 - - - - 1 Рисование (изобразительное искусство) 2 - - - - 2 6. Физическая культура Адаптивная физическая культура 2 2 2 2 2 10 7. Технология Труд 6 6 7 7 7 33 Итого: 27 28 29 29 29 142 Часть, формируемая участниками образовательных отношений: 2 1.Язык и речевая практика Русский язык 1 1 2. Математика Математика 1 1 3. Технология Труд Обязательная часть 1. Язык и речевая практика 2. Математика 3. Естествознание 4. Человек и общество 5. Искусство 2 2 1 1 1 1 1 1 7 5 Максимально допустимая годовая нагрузка (при 5-дневной учебной неделе): 29 30 30 30 30 149 Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия и ритмика): 6 6 6 6 6 30 Коррекционное занятие 1 1 1 1 1 5 Социальное занятие - 1 1 1 1 4 Название курсов: 11 Групповой психологический тренинг 1 1 1 1 1 5 «Основы безопасности и защиты Родины» - - 1 1 1 3 Факультатив «Основы финансовой грамотности» 1 1 1 1 1 5 Ритмика 1 1 1 1 1 5 2 1 - 4 4 4 Формирование и развитие культуры коммуникативного взаимодействия общения и навыков Внеурочная деятельность: 3 4 4 20 Название направлений: Спортивно-оздоровительное «Растем, играя» 1 1 Спортивный клуб «Факел» 1 1 2 1 1 1 3 Профориентационное «Россия-мои горизонты» Нравственное Театр «Искорки» 1 1 - - - 2 Туристско-краеведческое Школьный музей «Живая нить времен» - 1 1 - - 2 Социальное «Разговоры о важном» 1 1 1 1 1 5 Общекультурное «История родного края» 1 1 1 1 1 5 Итого: 10 10 10 10 10 50 Всего к финансированию: 39 40 40 40 40 199 2.5 Годовой учебный план ФАООП УО (вариант 1) обучающихся V - IX классов. Предметные области Класс Количество часов Учебные предметы V VI VII VIII Всего IX Обязательная часть 1. Язык и речевая практика 2. Математика Русский язык 136 136 136 136 136 680 Чтение (Литературное чтение) 136 136 136 136 136 680 Математика 136 136 102 102 102 578 Информатика 3. Естествознание 4. Человек и общество - - 34 34 34 102 68 68 - - - 136 Биология - - 68 68 68 204 География - 68 68 68 68 272 68 68 68 68 68 340 Природоведение Основы социальной жизни 12 Мир истории - 34 - - - 34 История Отечества - - 68 68 68 204 Музыка 34 - - - - 34 Рисование (изобразительное искусство) 68 - - - - 68 6. Физическая культура Адаптивная физическая культура 68 68 68 68 68 340 7. Технология Труд 204 204 238 238 238 1122 Итого: 918 986 986 986 986 4998 Часть, формируемая участниками образовательных отношений: 68 68 34 34 34 238 Язык и речевая практика Русский язык 34 - - - - 34 Математика Математика 34 - - - - 34 Технология Труд - 68 34 34 34 170 5. Искусство Максимально допустимая годовая нагрузка (при 5-дневной учебной неделе): 986 1020 1020 1020 1020 5066 Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия и ритмика): 204 204 204 204 204 1020 Коррекционное занятие 34 34 34 34 34 170 Групповой психологический тренинг 34 34 34 34 34 170 Социальное занятие - 34 34 34 34 68 «Основы безопасности и защиты Родины» - - 34 34 34 136 Факультатив «Основы финансовой грамотности» 34 34 34 34 34 170 Ритмика 34 34 34 34 34 170 навыков 68 34 - - - 102 Название курсов: Формирование и развитие культуры коммуникативного взаимодействия общения Внеурочная деятельность: и 136 136 136 136 136 680 Название направлений: Профориентационное «Россия-мои горизонты» - 34 34 34 34 136 Спортивно-оздоровительное «Растем, играя» 34 Нравственное «Театральная студия» 34 34 34 34 34 170 Социальное «Разговоры о важном» 34 34 34 34 34 170 Общекультурное «Истрия родного края» 34 34 34 34 34 136 34 13 Итого: 340 340 340 340 340 Всего к финансированию: 1326 1360 1360 1360 1360 6766 1700 III. Учебный план ФАООП УО обучающихся V-IX классов (вариант II) 3.1 Особенности учебного плана и учебные предметы В школу-интернат, реализующую ФАООП, принимаются дети с выраженным психическим недоразвитием, по отношению к которым учебно-воспитательные мероприятия носят не только учебный характер, но прежде всего, характер социальной поддержки семьи, воспитывающей такого ребенка. В связи с этим основное содержание обучения направлено на социализацию, коррекцию личности и познавательных возможностей обучающегося, способствует социальному и культурному развитию детей. На первый план выдвигаются задачи, связанные с формированием практических умений и навыков, обеспечивающих относительную самостоятельность детей в быту, их социальную адаптацию, а также развитие социально значимых качеств личности. Содержание обучения направлено на социализацию, коррекцию личности и познавательных процессов. Учебный план позволяет определить основные направления и задачи коррекционного развития детей и подростов школьного возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, со сложными дефектами. Особенности развития обучающихся, связанные с основным заболеванием в сочетании с различными социальными условиями, в которых воспитываются дети и подростки, затрудняют стандартизацию их образования, т. к. каждый обучающийся нуждается в специальных образовательных условиях. Это предполагает наличие для отдельных детей и подростков: разноуровневых программ, адаптированных для индивидуального обучения; поддержку и развитие сложившегося уровня индивидуализации и вариативности образования; интегрированное изучение отдельных дисциплин. На первый план выдвигаются задачи, связанные с приобретением элементарных знаний, формированием практических общеучебных знаний и навыков, обеспечивающих относительную самостоятельность детей в быту, их социальную адаптацию, а также развитие социально значимых качеств личности. Учебный предмет «Окружающий социальный мир». Данный предмет необходим школьникам с умеренной умственной отсталостью, т. к. эти дети достаточно поздно овладевают возникающими в онтогенезе словесными средствами коммуникации. Общение является особым видом деятельности, а развитие речи есть усвоение средств общения. Поэтому вся коррекционнообразовательная работа строится таким образом, чтобы были задействованы три составляющие деятельности: мотивационная, целевая и исполнительская. Задачи формирования представлений детей о себе и об окружающем мире, развития их речи решаются на комплексной основе, с использованием деятельностного подхода к обучению. Они структурируются в виде тематических групп: «Это - Я», «Мои игрушки», «Моя семья», «Мой дом», «Я в школе», «Мир цвета и звука», «Мир животных», «Мир растений», «Явления природы», «Мир людей» и др. Такая структура обеспечивает эмоциональное и социально-личностное развитие обучающегося с умеренной умственной отсталостью, формирование его представлений о себе, об окружающей предметной и социальной действительности. Она тесно связана с содержанием сюжетно-ролевых и театрализованных игр, продуктивной деятельностью учащихся на учебных занятиях, а также с коррекционно-адаптационной областью учебного плана. Темы уроков-занятий по предмету «Развитие речи и окружающий мир» находят свое логическое продолжение в содержании уроков-занятий по предметам «Альтернативное 14 чтение», «Графика и письмо», «Математические представления и конструирование», «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)» и др. Учебный предмет "Речь и альтернативная коммуникация" предметной области "Язык и речевая практика". В основу предмета положена система формирования навыков коммуникативного поведения на основе использования средств невербальной коммуникации. Одним из факторов, способствующих оптимальному речевому развитию обучающихся с умеренной умственной отсталостью в коррекционно-образовательном процессе, является предметноразвивающая среда, построенная с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. В силу значительных ограничений вербальной коммуникации обучающийся с умеренной умственной отсталостью оказывается в большой зависимости от коммуникативных партнеров, поэтому так важно научить его альтернативным приемам работы с различными видами доступной информации. В современных технологиях наряду с традиционным чтением используется альтернативные виды чтения: «чтение» телесных и мимических движений; «чтение» жестов; «чтение» изображений на картинках и картинах; «аудиальное чтение»: слушание аудиокниг; «чтение видеоизображений» (изображений на интерактивных досках, панелях: мультфильмов, документальных фильмов о природе, животных, фрагментов художественных фильмов); «чтение» пиктограмм; глобальное чтение; чтение букв, цифр и других знаков; чтение по складам. Такое широкое понимание «чтения», и в соответствии с этим, обучение кодированию и декодированию визуальной и аудиальной информации способствует развитию социально-бытовой ориентировки обучающихся. Процесс «чтения» в широком его понимании очень важен для формирования у ребенка правильных представлений о себе, социальном и природном мире. При обучении чтению основной акцент делается на то, что важнейшей задачей обучения является ежедневное чтение художественной литературы и формирование умений самостоятельно воспроизводить эти тексты, используя для этого невербальные и вербальные средства коммуникации. Овладение письмом является одной из труднейших задач обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, со сложными дефектами. Этот вид речи оказывается чаще всего недоступным для обучающихся с тяжелой умственной отсталостью. Тем не менее некоторые обучающиеся с умеренной умственной отсталостью все же способны освоить его на доступном для них уровне. На уроках предполагает обучение следующим вариантам «письма»: рисованию контурных и цветных изображений по трафаретам; рисованию («писанию») контурных линий, штрихов, изображающих пятна (черно-белые и цветовые), на фоне листа, различной по фактуре сыпучей поверхности (обычно белой бумаги или манки, светлого песка на подносе), с которым изображение образует контрастное или нюансное соотношение; рисованию простых эстампов (с помощью взрослого), отражающих смысловые единицы; обводке по точкам и пунктирным линиям, дорисовыванию частей изображения с целью создания целого (двухмерное изображение предмета); написанию печатных букв («печатанию» букв); написанию букв по трафаретам, изображающим письменные буквы; составлению с помощью пиктограмм текста — книжки пиктограмм (совместно со взрослыми); рисованию плакатов, коллажей с доступной тематикой с использованием предметно-практической деятельности (рисование, аппликация, конструирование из природного и бросового материала); списыванию букв, слогов, слов с печатного или письменного текста; написанию букв, слогов, слов и коротких предложений. 15 Таким образом, обучающиеся получают лишь элементарные основы графики и письма. Если они овладевают письмом на основе традиционной системы, то порядок изучения звуков и букв диктуется законами фонетики с учетом особенностей восприятия, запоминания, познавательной деятельности детей. Обучение носит сугубо практическую направленность, не требующую от обучающихся соблюдения четких правил. Конечная цель обучения обучающихся данной категории заключается в том, чтобы научить их писать свои фамилию, имя, отчество, простое заявление и т. п. Важнейшей задачей в ходе обучения предмету «Речь и альтернативная коммуникация» является организовать речевую среду, пробудить речевую активность обучающихся, их интерес к предметному миру и человеку, формировать у них предметные и предметно-игровые действия, способность к коллективной деятельности, научить его понимать соотносящиеся и указательные жесты. На уроках обучающиеся овладевают элементарными изобразительными и графомоторными навыками, пространственными представлениями. Независимо от возраста обучающихся обучение проводится в игровой форме, наиболее доступной детям с умеренной умственной отсталостью. Работа осуществляется на основе предметно-практической деятельности, дающей обучающимся возможность познать объект, используя все анализаторы (слуховые, зрительные, двигательные, тактильные). Практическая деятельность включает оперирование различными предметами и дидактическими игрушками, обыгрывание разного рода действий, использованием реальных предметов и их аналогов, а также пиктограмм. Учитывая возможности каждого ребенка, по мере обучения можно замедлять или увеличивать его темп. Предмет «Графика и письмо» интегрируется с различными предметами и направлениями коррекционно-развивающей области. Учебный предмет «Математические представления» формирует элементарные математические представления и умения, применение их в повседневной жизни. Овладение элементарными математическими знаниями предполагает развитие сенсорных представлений, которые также являются базой для детского конструирования. Учитывая, что уровень овладения сенсорно-перцептивными функциями, развития мыслительных процессов у детей с умеренной умственной отсталостью крайне низок и отличается качественным своеобразием, деление содержания математических представлений и конструирования на отдельные предметные области представляется нецелесообразным. Поэтому математическая и конструктивная деятельность могут быть представлены в едином блоке и обобщены в предмете «Математические представления и конструирование». Под формированием математических и конструктивных умений и навыков следует понимать даже элементарные сдвиги и изменения в познавательной деятельности, которые происходят в результате их обучения. Наряду с конкретными задачами в ходе обучения элементарным математическим представлениям и навыкам конструирования реализуется и более широкая задача: формирование у детей с ограниченными возможностями здоровья на основе предметно-практической, игровой и элементарной учебной деятельности, доступной их восприятию картины мира. Содержание учебного предмета направлено на формирование и преобразование получаемого детьми элементарного математического и конструктивного опыта путем активного, преднамеренного, осознанного овладения ими физической и социальной картины мира, значимой для социально-бытовой адаптации обучающихся. Предмет «Математические представления» для обучающихся с умеренной умственной отсталостью включает: ознакомительно-ориентировочные действия в предметно-развивающей среде; упражнения, игровые ситуации, игры со строительными материалами и дидактическими игрушками (сборно-разборными, мозаикой, палочками); игры и упражнения на ознакомление со свойствами и качествами конструктивных материалов и расположением их в пространстве; конструирование из строительного, природного и бросового материалов; формирование количественных представлений; «чтение» и письмо цифр; формирование представлений о форме; формирование представлений о величине; формирование пространственно-временных представлений и ориентировок. Необходимо отметить, что формирование элементарных научных знаний не является самоцелью. Это лишь желаемый результат обучения, который может быть достигнут только если 16 интеллектуальные возможности ребенка, состояние здоровья позволяют сделать это. Предмет «Математические представления» интегрируется с различными предметами и направлениями коррекционно-развивающей области. Учебный предмет «Окружающий природный мир". У детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, со сложными дефектами знания о природе и окружающем мире очень скудны. Обучающиеся плохо понимают временные понятия, природные явления, а также, фактически не ориентируются в пространстве, плохо знают или вовсе не знают многообразие проявлений природы. Целью данного курса является коррекция и развитие всех сторон личности ребенка на основе ознакомления с родной природой, окружающим миром, осуществляя, таким образом, интеграцию в общество. Учебный предмет "Человек" помогает обучающимся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью приобщиться к социальному миру начинается с развития представлений о себе. Становление личности обучающегося происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу "я" ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими. Содержание обучения в рамках предмета "Человек" включает формирование представлений о себе как "Я" и своем ближайшем окружении и повышение уровня самостоятельности в процессе самообслуживания. Программа представлена следующими разделами: "Представления о себе", "Семья", "Гигиена тела", "Туалет", "Одевание и раздевание", "Прием пищи". Содержание разделов представлено с учетом возрастных особенностей. Например, работа по формированию таких гигиенических навыков, как мытье рук, питье из кружки проводится с обучающимися младшего возраста, а обучение бритью, уходу за кожей лица, мытью в душе проводится с обучающимися более старшего возраста. Учебный предмет «Музыка и движение». Данный предмет способствует формированию предпочтений, интересов, потребностей, вкуса обучающихся. Ведущим видом музыкальной деятельности с обучающимися являются музыкально-ритмические движения. Предмет направлен на формирование слухозрительного и слухомоторного взаимодействия в процессе восприятия и воспроизведения ритмических структур в различных видах музыкальной деятельности. Значительная роль отводится вокальным упражнениям. Предмет «Музыка и движение» направлен на выработку динамической координации движений у обучающихся, их точности и четкости, способность удерживать двигательную программу при последовательном выполнении упражнений. Данный предмет является катализатором, стимулирующим эмоциональное развитие обучающихся с умеренной умственной отсталостью. В основу курса положена система музыкальных занятий, направленных на коррекцию недостатков эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности детей с умеренной умственной отсталостью. Основу содержания курса составляют произведения отечественной (русской) музыкальной культуры: музыка народная и композиторская; музыкальный фольклор как отражение жизни народа, его истории, отношения к родному краю, природе, труду, человеку; устные и письменные традиции существования музыки; основные жанры русских народных песен; песенность как основная черта русской народной и профессиональной музыки; народные истоки в творчестве русских композиторов. Курс предусматривает постоянную работу как над чётким произношением, так над смысловым содержанием песен. Слушание музыки способствует расширению у детей представлений о музыкальных произведениях и ориентированию в музыкальных жанрах. Учебный предмет «Домоводство». Целью обучения данному предмету - приспособить детей к самостоятельной практической жизни, вырабатывать у них адекватное отношение к окружающему путем развития и воспитания положительных эмоций, правильных отношений с людьми в быту, изживать тенденцию к социальному иждивенчеству в посильных для детей задачах по самообслуживанию. На уроках формируются элементарные навыки самообслуживания с частичной помощью взрослых, а затем самостоятельно, культурно-гигиенические навыки, выполняемые совместно со взрослым, по подражанию действиям взрослого, по образцу, ориентируясь на картинки и пиктограммы, а также первичные элементарные представления о здоровье и здоровом образе жизни (плохо-хорошо, полезно-вредно для здоровья), о безопасности 17 жизнедеятельности. На уроках учат применять в быту и в процессе ориентировки в окружающем мире: невербальные и вербальные средства общения, необходимые для самообслуживания, выполнения культурно-гигиенических процедур (сообщать о своих действиях, демонстрировать умения, обращаться за помощью в случае затруднений); предметы и материалы, необходимые для становления и развития навыков самообслуживания, культурно-гигиенических навыков (предметы гигиены, одежда, посуда) с использованием специальных символов (картинки, пиктограммы), с которыми дети многократно знакомятся в различных бытовых и игровых ситуациях; навыки и умения по уходу за своими вещами, игрушками, учебными вещами и т. п.; алгоритм действия, который дается обучающимся поэтапно и с помощью наглядных схем (мнемотаблицы, алгоритмические предписания в виде пиктограмм); наиболее употребляемые знаковые системы (светофор, цвет специального автомобиля, например, пожарного, скорой помощи; предупреждающие, запрещающие, информационные и другие знаки, регулирующие поведение людей в общественных местах и в природе); правила поведения в различных экстремальных ситуациях, которые могут возникнуть дома, на улице, в природе; информационно-бытовые знания, обеспечивающие им комфортное проживание. Исходя из особенностей развития мыслительной деятельности обучающихся, их индивидуально-типологических характеристик, данный предмет воспитывает (тренирует) у них состояние физической, психической и социальной защищенности. Это является основой социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Учебный предмет «Изобразительная деятельность». Представлен следующими разделами "Лепка", "Рисование", "Аппликация". Данный предмет рассматривается с позиции психотерапевтических технологий, направленных на воспитание трудолюбия, развития мышц рук, глазомера, ознакомление со свойствами материалов и различными инструментами. Цель предмета - освоение детьми практических навыков и умений работать с различными материалами. Предмет способствует формированию и совершенствованию восприятия обучающихся путем активного использования всех органов чувств (осязание, зрение, слух, вкус, обоняние). Предмет направлен на обучение доступным приемам труда, развитие их творческих способностей, формирование умения работать в коллективе. Эффективность данного предмета заключается в создании благоприятных возможностей для становления, умения переносить знания, умения, навыки, приобретенные во время обучения, в практическую деятельность вне урока. Учебный предмет «Адаптивная физическая культура». Цель обучения данному предмету является повышение двигательной активности обучающихся и обучение использованию полученных навыков в повседневной жизни. В основу положена система простейших физических упражнений, направленных на коррекцию дефектов физического развития и моторики, укрепление здоровья, выработку жизненно необходимых умений и навыков у обучающихся с умеренной умственной отсталостью. В ходе реализации задач учебного предмета рассматривается и более широкая задача - социализация обучающихся. Реализация задач тесно связано с решением задач нравственного, умственного, речевого, трудового, эстетического и физического воспитания обучающихся в разных возрастах. Программа по труду составляется на усмотрению образовательной организации, с учетом местных и региональных условий и возможностей для будущей трудовой занятости обучающегося, а также кадрового обеспечения организации. Текущая, промежуточная и итоговая аттестации проводятся лишь в том случае, если присутствует положительная динамика развития ребенка. В противном случае ребенок направляется на заседание школьного ПМПк, в случае необходимости - на заседание районной и (или) областной ПМПК. 3.2. Компонент образовательного учреждения Особенность обучения детей с нарушением интеллекта и сложным дефектом предполагает необходимость коррекционно-развивающей работы с ними, что обеспечивается внесением в учебный план групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий. Компонент 18 образовательного учреждения представлен предметами: индивидуальные и групповые коррекционные занятия, логопедические занятия, развитие психомоторики и сенсорных процессов. Занятия коррекционно-развивающей области проводятся фронтально, индивидуально или с малыми группами. Эти занятия не являются обязательными для посещения всеми обучающимися, проводятся как параллельно с основными занятиями учебного плана, так и во вторую половину дня после перерыва не менее 30 минут. Продолжительность занятий – 25 минут. Группы комплектуются с учетом однородности и выраженности речевых, двигательных и других нарушений, а на занятиях АФК – в соответствии с медицинскими рекомендациями. Обучение имеет коррекционнонаправленный характер и максимально индивидуализировано как в отборе содержания образования, так и в части организации образовательного процесса. Группы формируются по однородности психофизических, речевых нарушений. Основными направлениями работы являются: развитие основных мыслительных операций; коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы; развитие речи, владение техникой речи; расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря; укрепление и охрана здоровья, физическое развитие ребенка. На каждом этапе обучения в учебном плане представлены шесть предметных областей. Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую направленность. Кроме этого, с целью коррекции недостатков психического и физического развития обучающихся в структуру учебного плана входит и коррекционно-развивающая область. Учебный план включает две части: обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Состав учебных предметов в обязательной части учебного плана может различаться для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития разных нозологических групп и определяется в соответствии с представленными ниже учебными планами. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для каждой группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося. Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает: учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные; увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития и необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии. 3.3 Недельный учебный план ФАООП УО (вариант 2) обучающихся V - IX классов Предметные области Учебные предметы Количество часов Всего Классы V VI VII VIII IX Обязательная часть 1. Язык и речевая практика Речь и альтернативная коммуникация 3 3 3 3 3 15 19 2. Математика Математические представления 2 2 2 2 2 10 3. Окружающий мир Окружающий природный мир 2 2 2 2 2 10 Человек 2 1 1 1 - 5 Домоводство 3 5 5 5 5 23 Окружающий социальный мир 2 2 2 3 3 12 Музыка и движение 3 2 2 2 2 11 Изобразительная деятельность 3 3 3 - - 9 5. Физическая культура Адаптивная физкультура 3 2 2 2 2 11 6. Технология Труд - 2 2 4 5 13 4. Искусство Итого 23 24 24 24 24 119 Часть, формируемая участниками образовательных отношений 6 6 6 6 6 30 Язык и речевая практика Речь и альтернативная коммуникация 2 2 2 2 2 10 Окружающий мир Домоводство 3 3 1 1 1 9 Искусство Изобразительная деятельность 1 Физическая культура Адаптивная физкультура Технология Труд 1 1 1 1 1 4 2 2 2 6 Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) 29 30 30 30 30 149 Внеурочная деятельность, в том числе 10 10 10 10 10 50 Коррекционные курсы: 4 4 4 4 4 20 1. Сенсорное развитие 1 1 1 1 1 5 2. Предметно-практические действия 1 1 1 1 1 5 3. Двигательное развитие (ритмика) 1 1 1 1 1 5 4. Альтернативная коммуникация (логопедические занятия) 1 1 1 1 1 5 Внеурочная деятельность 6 6 6 6 6 30 Название направлений: Спортивно-оздоровительное «Растем, играя» 1 Нравственное Театр «Искорки» 2 1 2 1 1 1 10 20 Социальное «Разговоры о важном» 1 1 1 1 1 5 Общекультурное «История родного края» 1 1 1 1 1 1 «Россия-мои горизонты» 1 1 1 1 4 «Мастерская творчества» - - 1 1 1 3 «Умелые ручки» 1 1 - - - 2 «Основы безопасности и защиты Родины» - - 1 1 1 3 Художественное направление 3.4 Недельный учебный план ФАООП УО (вариант 2) обучающихся V - IX классов Предметные области Учебные предметы Количество часов Классы Всего V VI VII VIII IX Обязательная часть 1. Язык и речевая практика Речь и альтернативная коммуникация 102 102 102 102 102 510 2. Математика Математические представления 68 68 68 68 68 340 3. Окружающий мир Окружающий природный мир 68 68 68 68 68 340 Человек 68 34 34 34 - 170 Домоводство 102 170 170 170 170 782 Окружающий социальный мир 68 68 68 68 68 340 Музыка и движение 102 68 68 68 68 374 Изобразительная деятельность 102 102 102 - - 306 5. Физическая культура Адаптивная физкультура 102 68 68 68 68 374 6. Технология Труд - 68 68 136 170 442 Итого 782 816 816 816 816 4046 Часть, формируемая участниками образовательных отношений 204 204 204 204 204 1020 Язык и речевая практика 68 68 68 68 68 4. Искусство Речь и альтернативная коммуникация 340 21 Окружающий мир Домоводство 102 Искусство Изобразительная деятельность 34 Физическая культура Адаптивная физкультура Технология Труд 102 34 34 34 306 34 34 34 34 34 136 68 68 68 204 Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5дневной учебной неделе) 986 1020 1020 1020 1020 5066 Внеурочная деятельность, в том числе 340 340 340 340 340 1700 Коррекционные курсы: 136 136 136 136 136 680 1. Сенсорное развитие 34 34 34 34 34 170 2. Предметно-практические действия 34 34 34 34 34 170 3. Двигательное развитие (ритмика) 34 34 34 34 34 170 4. Альтернативная коммуникация (логопедические занятия) 34 34 34 34 34 170 Внеурочная деятельность 204 204 204 204 204 1020 Название направлений: Спортивно-оздоровительное «Растем, играя» 34 Нравственное Театр «Искорки» 68 68 34 34 34 238 Социальное «Разговоры о важном» 34 34 34 34 34 170 Общекультурное «История родного края» 34 34 34 34 34 170 Профориентационное «Россия- мои горизонты» - 34 34 34 34 136 Художественное направление «Мастерская творчества» 34 34 34 102 Всего к финансированию: 34 «Умелые ручки» 34 34 - - - 68 «Основы безопасности и защиты Родины» - - 34 34 34 136 1326 1360 1360 1360 1360 6766 IV. Учебный план обучающихся на дому 1. 4.1.Нормативная база Основанием для составления учебного плана являются следующие документы: Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. (с изм. и доп. от 08.08.2024 г, вступ. в силу с 01.09.2024) 22 Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 7 августа 2018 г. № 05-283 «Об обучении лиц, находящихся на домашнем обучении». 3. Приказ МЗ РФ № 43 от 30.06.2016 г. "Об утверждении перечня заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому". 4. Письмом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 7 августа 2018 г. № 05-283 «Об обучении лиц, находящихся на домашнем обучении», 5. Постановление Правительства Ленинградской области от 28 декабря 2017 года № 634 «Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной или муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях Ленинградской области». Образовательное учреждение детям, обучающимся на дому: предоставляет на время обучения на дому бесплатно учебники, учебную, справочную и другую литературу, имеющуюся в образовательном учреждении; обеспечивает специалистами из числа педагогических работников, оказывает методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения АООП; осуществляет промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся; выдает обучающимся, прошедшим итоговую аттестацию, документы государственного образца об обучении. Порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся определяется образовательным учреждением с учетом медицинских рекомендаций. Перевод обучающегося в следующий класс производится по решению педагогического совета в соответствии с Уставом образовательного учреждения по результатам промежуточной аттестации. В учебном плане отражены основные подходы к реализации целей образовательной программы: реализует адаптированные основные общеобразовательные программы индивидуального обучения, разрабатываемые на основе адаптированных основных общеобразовательных программ с учетом характера течения заболевания, особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся; обеспечивает щадящий режим проведения занятий. Обучающиеся учатся по индивидуальному учебному плану и индивидуальному графику расписания; обеспечивает учет и реализацию социального заказа родителей (законных представителей). Основополагающим принципом организации учебного процесса является гибкость индивидуального учебного плана, который разрабатывается на основе учебного плана образовательного учреждения. Учебный план обучающегося на дому включает все учебные предметы Федерального компонента учебного плана соответствующей параллели обучения. При составлении индивидуального учебного плана по согласованию с родителем (законным представителем) ребенка, учитывая психофизические возможности обучающегося, характер течения заболевания, психолого-медико-педагогические рекомендации и индивидуальную программу реабилитации инвалида образовательное учреждение распределяет количество часов в неделю, не выходя за рамки обязательной нагрузки по всем предметам. В соответствии с учебным планом, количеством выделенных учебных часов определяется содержание обучения. При этом учитывается мнение родителей обучающегося и учителя. 4.2 Общие положения Учебный план обучения на дому реализуется на основе предметных учебных программ, адаптированных к психофизическим особенностям и возможностям обучающихся, с учетом рекомендаций ПМПК. Варианты проведения занятий определены в зависимости от особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся, сложности структуры их дефекта, особенностей эмоционально-волевой сферы, характера течения заболевания, рекомендаций лечебно-профилактического учреждения, психолого-медико-педагогической комиссии, государственной службы медико-социальной экспертизы. Распределение по предметам осуществляется в пределах, установленной недельной нагрузки, учитывая состояние здоровья и возможности каждого обучающегося, по согласованию с родителями (законными 2. 23 представителями). Выбор варианта и место проведения занятий также согласовывается с родителями. Обучающиеся могут овладеть базовым компонентом программы лишь в условиях максимальной индивидуализации обучения. Это предполагает гибкость учебного плана, позволяющего учитывать специфику нарушений, наличие программы, адаптированной для индивидуального обучения. Для получения качественного образования для обучающихся на дому предусмотрена очно-заочная форма обучения, в том числе, реализация АООП с применением дистанционных образовательных технологий и различных комбинированных форм организации образовательного процесса (приходящий на дом учитель, посещение предметов в школе). Учебные занятия начинаются не ранее 9.00. Проведение "нулевых" уроков для обучающихся индивидуального обучения не допускается в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами и правилами. Учебный план для индивидуального обучения предусматривает особый режим работы: занятия проводятся индивидуально, не менее трех дней в неделю. Образовательный процесс проводится во время учебного года, который делится на четверти, являющиеся периодами, за которые: выставляются оценки за текущее освоение адаптированной основной общеобразовательной программы (I вариант); выставляются «усвоил»/«не усвоил» за текущее освоение адаптированной основной общеобразовательной программы (II вариант). 24