Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинградской области «Приморская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы» (ГБОУ ЛО «Приморская школа-интернат») Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол от 23.03.2021 №4 Утверждено приказом ГБОУ ЛО «Приморская школа-интернат» от 26.03.2021 № 46/1-од Положение о функционировании внутренней системы оценки качества образования Доведено до сведения педагогических работников 27.03.2021 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о функционировании внутренней системы оценки качества образования (далее — Положение) в ГБОУ ЛО «Приморская школаинтернат» (далее — ОУ) определяет направления внутренней оценки качества образования и состав контрольно оценочных процедур, регламентирует порядок организации и проведения контрольно оценочных процедур, закрепляет критерии и формы оценки по различным направлениям и функционал субъектов внутренней оценки качества образования, обеспечивает соответствие результатам независимой оценки качества образования, учитывает федеральные требования к порядку процедуры самообследования ОУ и параметры, используемые в процессе федерального государственного контроля качества образования. 1.2. Положение разработано на основании: Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 28.08.2020 г. № 442 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования"; Приказа Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 № 462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательных организаций»; Приказа Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2017 № 1218 «О внесении изменений в Порядок проведения самообследования образовательной организации, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. № 462»; Приказа Министерства образования и науки РФ от 10 декабря 2013 № 1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию»; Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"; Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"; Показателями, характеризующими общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденными приказом Минобрнауки России от 05.12.2014 № 1547; Устава ОУ. 1.3. В Положении использованы следующие определения и сокращения: Качество образования — комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральному государственному образовательному стандарту образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федеральному государственному образовательному стандарту образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее – ФГОС) и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы; ВСОКО — внутренняя система оценки качества образования. Это система мероприятий и процедур, необходимых для осуществления контроля состояния качества образовательной деятельности посредством обеспечения своевременной, полной и объективной информацией о качестве адаптированных основных общеобразовательных программ, которые реализует ОУ, и результатах освоения программ обучающимися; НОКО — независимая оценка качества образования. Это деятельность официально уполномоченных структур и организаций, направленная на выявление уровня удовлетворенности потребителей качеством предоставляемых образовательных услуг и соответствие качества этих услуг федеральным требованиям; ВШК — внутришкольный контроль. Это компонент ВСОКО, который поддерживает гарантии участников образовательных отношений на получение качественного образования, система управления качеством образовательной деятельности посредством планирования, организации и проведения контрольно-оценочных мероприятий, соответствующих направлениям ВСОКО; Диагностика — контрольный замер, срез; Мониторинг — системное, долгосрочное наблюдение за управляемым объектом контроля с целью анализа факторов, влияющих на состояние этого объекта. Мониторинг предполагает фиксацию состояния наблюдаемого объекта на «входе» и «выходе»; оценка (оценочная процедура) — установление степени соответствия фактических показателей планируемым или заданным в рамках основной образовательной программы; АООП — адаптированная основная общеобразовательная программа; УУД — универсальные учебные действия; 1.4. ВСОКО функционирует как единая система контроля и оценки качества образования в ОУ и включает в себя: субъекты контрольно-оценочной деятельности; контрольно-оценочные процедуры; контрольно-измерительные материалы; аналитические документы для внутреннего потребления; информационно-аналитические продукты для трансляции в публичных источниках. 2. Основные цели, задачи и принципы ВСОКО 2.1. Внутренняя система оценки качества образования ориентирована на решение следующих задач: систематическое отслеживание и анализ состояния системы образования в ОУ для принятия обоснованных и своевременных управленческих решений, направленных на повышение качества образовательного процесса и образовательного результата; максимального устранения эффекта неполноты и неточности информации о качестве образования, как на этапе планирования образовательных результатов, так и на этапе эффективности образовательного процесса по достижению соответствующего качества образования; 2.2. Цели внутренней системы оценки качества образования: формирование единой системы диагностики и контроля состояния образования, обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования в ОУ; получение объективной информации о функционировании и развитии системы образования в ОУ, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень; предоставления всем участникам образовательных отношений общественной достоверной информации о качестве образования; принятие обоснованных и своевременных управленческих решений по совершенствованию образования и повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии таких решений; прогнозирование развития образовательной системы ОУ. 2.3. В основу ВСОКО положены следующие принципы: объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве образования; реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости, учета индивидуальных особенностей развития каждого обучающегося при оценке результатов их обучения и воспитания; открытости, прозрачности процедур оценки качества образования; преемственности в образовательной политике, интеграции в общероссийскую систему оценки качества образования; доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп потребителей; рефлективности, реализуемой через включение педагогов в критериальный самоанализ и самооценку своей деятельности с опорой на объективные критерии и показатели; повышение потенциала внутренней оценки, самооценки, самоанализа каждого педагогического работника; оптимальности использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их многократного использования); инструментальности и технологичности используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию); взаимного дополнения оценочных процедур, установление между ними взаимосвязей и взаимозависимости; соблюдение морально-этических норм при проведении процедур оценки качества образования в ОУ. 3. Организационная и функциональная структура внутренней системы оценки качества образования 3.1. Организационная структура, занимающаяся внутришкольной оценкой, экспертизой качества образования и интерпретацией полученных результатов, включает в себя: администрацию школы, педагогический совет, методический совет, школьные методические объединения педагогических работников, временные творческие группы, психолого-педагогическую и медико-социальную службы, службу контроля качества, службу стимулирования. 3.2. Администрация ОУ: формирует блок локальных актов, регулирующих функционирование ВСОКО ОУ и приложений к ним, утверждает распоряжением директора ОУ и контролирует их выполнение; разрабатывает мероприятия и готовит предложения, направленные на совершенствование системы оценки качества образования ОУ, участвует в этих мероприятиях; обеспечивает на основе АООП проведение в ОУ контрольно-оценочных процедур, мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам качества образования; организует систему оценки качества образования, осуществляет сбор, обработку, хранение и предоставление информации о состоянии и динамике развития; анализирует результаты оценки качества образования в ОУ; организует изучение информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования; обеспечивает условия для подготовки педагогических работников ОУ по осуществлению контрольно-оценочных процедур; формирует информационно-аналитические материалы по результатам оценки качества образования (отчет о самообследовании, анализ работы ОУ за учебный год и т.д.); принимает управленческие решения по развитию качества образования на основе анализа результатов, полученных в процессе реализации ВСОКО. 3.3. Методический совет, школьные методические объединения педагогических работников, временные творческие группы: участвуют в разработке методики оценки качества образования; участвуют в разработке системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития ОУ; участвуют в разработке критериев оценки результативности профессиональной деятельности педагогических работников ОУ; содействуют проведению подготовки педагогических работников ОУ по осуществлению контрольнооценочных процедур; проводят экспертизу организации, содержания и результатов аттестации обучающихся и формируют предложения по их совершенствованию; готовят предложения для администрации по выработке управленческих решений по результатам оценки качества образования на уровне ОУ. 3.4. Педагогический совет: содействует определению стратегических направлений развития системы образования в ОУ; принимает участие в формировании информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования в ОУ; принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития системы образования; принимает участие в экспертизе качества образовательных результатов, условий организации образовательного процесса в ОУ; принимает участие в оценке качества и результативности труда педагогических работников ОУ; содействует организации работы по повышению квалификации педагогических работников, развитию их творческих инициатив; принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития системы образования в ОУ. 3.5. Психолого-педагогическая и медико-социальная служба: осуществляет профессиональную деятельность в ОУ, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся в образовательном процессе; способствует гармонизации социальной сферы ОУ; проводит мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации; принимает меры по оказанию различных видов психологической помощи (психокоррекционной, консультативной); составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ с целью ориентации педагогического коллектива, а также родителей (законных представителей) в проблемах личностного и социального развития обучающихся. 3.6. Служба контроля качества: обеспечивает мониторинг качества образования; даёт объективную оценку результатов образовательной деятельности с учётом её новейших тенденций и принятых критериев; вырабатывает единые подходы в критериях, инструментарии, количественной и качественной оценке качества образования. 3.7. Служба стимулирования: Проводит обоснование и расчёты по стимулированию труда педагогических работников. 4. Содержание ВСОКО 4.1. Оценка качества образования осуществляется по следующим направлениям: Качество образовательных результатов: предметные результаты обучения; метапредметные результаты обучения (включая внутреннюю и внешнюю диагностики); личностные результаты (включая показатели социализации обучающихся); здоровье обучающихся (динамика); достижения обучающихся в конкурсах, соревнованиях; удовлетворенность родителей (законных представителей) качеством образовательных результатов; профессиональное самоопределение обучающихся. Качество реализации образовательного процесса: содержание АООП; программа воспитания; рабочие программы по предметам, курсам учебного плана; рабочие программы модуля «Воспитательский час»; программы внеурочной деятельности; реализация учебных планов и рабочих программ; качество уроков и индивидуальной работы с обучающимися; качество внеурочной деятельности (включая классное руководство и занятия воспитателей); удовлетворенность обучающихся и родителей (законных представителей) качеством предоставляемых услуг в ОУ; адаптация обучающихся к условиям школьного обучения. Качество условий, обеспечивающих образовательный процесс: материальнотехническое обеспечение; информационно-развивающая среда; санитарногигиенические и эстетические условия; медицинское сопровождение; организация питания; психологический климат в ОУ. использования социальной сферы города; кадровое обеспечение; общественно-государственное управление (управляющий совет школы, педагогический совет, родительские комитеты, ученическое соуправление); документооборот и нормативно-правовое обеспечение. 4.2. Оценочные мероприятия и процедуры в рамках ВСОКО проводятся в течение всего учебного года, результаты обобщаются на этапе подготовки ОУ отчета о самообследовании. 4.3. Мероприятия ВШК являются частью ВСОКО. 5. Документация ВСОКО 5.1. Документация ВСОКО — это совокупность информационно-аналитических продуктов контрольно-оценочной деятельности субъектов ВСОКО. 5.2. Обязательным, подлежащим размещению на сайте ОУ документом ВСОКО, является отчет о самообследовании. 5.3. Для внутреннего использования субъекты ВСОКО готовят справки по результатам ВШК, аналитические записки в случае внепланового контроля в одном из направлений ВСОКО и сводные аналитические справки по итогам мониторингов. 6. Заключительные положения 6.1. Настоящее Положение реализуется во взаимосвязи с положением о фонде оплаты труда в ОУ, положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся, положением об индивидуальном учете освоения обучающимися АООП и поощрений обучающихся. 6.2. Изменения в настоящее Положение вносятся согласно порядку, предусмотренному Уставом ОУ.