1 ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ НАИМЕНОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЕ Полное наименование образовательной организации Документы, послужившие основанием для разработки программы развития Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинградской области «Приморская школа – интернат, реализующая адаптированные образовательные программы» Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования обучающихся с ОВЗ от 19 декабря 2014 года №1598 Федеральные государственные образовательные стандарты образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19 декабря 2014 года №1599. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования», утверждённая постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 г. № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 07.05.2012 г. № 599 Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утверждённая Президентом Российской Федерации от 04.02.2010 г. № Пр-271 Конвенция о правах ребёнка Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 “Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» Рабочая группа по разработке Программы развития образовательного учреждения на 2021-2025 годы в составе: администрации, рабочей группы учителей, воспитателей и специалистов ГБОУ ЛО «Приморская школа – интернат» Сведения о разработчиках Цель Задачи Создание образовательной среды, способствующей успешной адаптации и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в современном мире, создание благоприятных условий для педагогического поиска, направленного на достижение нового качества образования. I. Образовательные 1. Создание единого образовательного пространства как среды развития и саморазвития личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, способствующей достижению оптимального уровня психофизического здоровья, формирующей у обучающихся коммуникативные навыки, правосообразное поведение, способности к успешной социализации в обществе. 2 2. Осуществление индивидуализации образовательного процесса на основе широкого использования средств и способов развития обучающегося. 3. Создание здоровьесберегающей среды в школе, обеспечивающей укрепление здоровья всех участников образовательного процесса, через совершенствование физкультурно-оздоровительной работы и работы по формированию навыков здорового образа жизни, а также через обновление материально-технического и кадрового обеспечения школы. II. Совместная работа с родителями (законными представителями) 1. Оказание информационной и практической поддержки родителям (законным представителям), повышение их психологопедагогической и социальной компетентности. 2. Вовлечение в образовательный процесс, активизация совместной деятельности по воспитанию и развитию несовершеннолетних. 3. Создание условий для всестороннего развития обучающихся во внеурочной деятельности средствами дополнительного образования. III. Кадровое обеспечение 1. Эффективное использование кадровых, материальнотехнических ресурсов образования для обеспечения высокого его качества, максимального удовлетворения образовательных потребностей обучающихся, запросов семьи и общества. 2. Повышение квалификации работников по всему комплексу вопросов, связанных с успешной реализацией ФГОС для обучающихся с интеллектуальными нарушениями, с работой с детьми, имеющими нарушения аутистического спектра, с преподаванием предметной области «Технология» в рамках изменений, связанных с реализацией федерального проекта «Современная школа», национального проекта «Образование», с модернизацией содержания комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ всеми специалистами образовательного учреждения (учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог). 3. Обеспечение внедрения профессиональных стандартов. IV. Педагогическое и методическое обеспечение 1. Разработка рабочих образовательных программ по различным предметам на основе федеральных программ, новых государственных образовательных стандартов. 2. Разработка рабочих программ внеурочной деятельности. 3. Реализация воспитательных программ по духовнонравственному воспитанию, по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, по внеурочной деятельности, по сотрудничеству с родителями, законными представителями. 4. Разработка и реализация программы коррекционноразвивающей работы. 5. Разработка локально – нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательного процесса в свете модернизации образования. V. Материально – техническое обеспечение 3 1. 2. 3. 4. 1. 2. Основные направления развития образовательной организации 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Период реализации Порядок финансирования программы развития Разработка и реализация планово-финансовой поддержки и материального обеспечения программы развития. Создание необходимой современной инфраструктуры, обеспечивающей высокое качество коррекционно-развивающего сопровождения обучающихся с ОВЗ специалистами образовательного учреждения (учитель-логопед, педагогпсихолог, социальный педагог), профессионально-трудовой подготовки, социально-трудовой адаптации и интеграции. Создание необходимой материально-технической базы, обеспечивающей высокое качество преподавания в предметных областях учебного плана. Совершенствование развития школьной доступной, здоровьесберегающей образовательной среды. VI.Управленческие Внедрение эффективного управления всеми образовательными структурами и персоналом, включенным в реализацию программы развития. Эффективное участие в научно-практических конференциях, семинарах, постоянное повышение педагогического мастерства через курсы подготовки и переподготовки. Реализация АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Реализация программы воспитания, дополнительных программ. Повышение качества образования. Повышение профессиональных компетенций педагогов. Развитие системы сетевого взаимодействия и сотрудничества с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта. Развитие информационной среды, материально-технической базы учреждения. Совершенствование доступной среды. 2021-2025 годы Бюджет Ленинградской области 4 Целевые индикаторы и показатели успешности 1. Сохранение контингента обучающихся школы. 2. Удовлетворенность участников образовательного сообщества (обучающиеся, педагоги, родители (законные представители)) качеством предоставляемых образовательных услуг. 3. Рост показателей качества личностного развития обучающегося. 4. Положительные результаты прохождения итоговой аттестации выпускниками ОУ. 5. Положительная динамика результативности участия в соревнованиях, фестивалях, конкурсах, и др. мероприятиях различной направленности для обучающихся. 6. Положительная динамика результативности участия педагогов в конкурсах, конференциях, семинарах и др. мероприятиях различной направленности. 7. Благоприятные показатели физического, психического здоровья обучающихся. 8. Рост числа педагогов, использующих современные дистанционные технологии, ИКТ, инновационные педагогические технологии в урочной и внеурочной деятельности. 9. Развитие материально-технической базы. Ожидаемые результаты 1. Инфраструктура и организация образовательного процесса школы соответствует требованиям ФЗ-273 «Об образовании в Российской реализации программы Федерации», санитарно – эпидемиологическим требованиям и развития нормам, и другим нормативно-правовым актам, регламентирующим организацию образовательного процесса. 2. Содержание образования обновлено в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственными нарушениями (интеллектуальными нарушениями). 3. Повышение качества образовательных услуг. 4. Повышение качества комплексного медико-психологопедагогического сопровождения в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственными нарушениями (интеллектуальными нарушениями). 5. Повышение профессиональной компетентности педагогов. 6. Создание доступных, безопасных и комфортных условий для образования обучающихся с ОВЗ. 7. Обновление оборудования и создание современных условий для образовательного, коррекционного и здоровьесберегающего процесса. 8. Повышение удовлетворенности участников образовательных отношений качеством образовательных услуг. 9. Формирование современной модели образовательного пространства ОУ, ориентированного на обеспечение задач инновационного развития учреждения. Контроль реализации Контроль осуществляется Педагогическим советом, администрацией ОУ. Программа развития ГБОУ ЛО «Приморская школа - интернат» – это управленческий документ, который определяет концепцию, этапы и ресурсы инновационных преобразований, механизм контроля, результаты и возможные негативные последствия преобразований. 5 Программа является логическим продолжением предыдущей Программы развития школы-интерната и направлена на дальнейшее развитие в соответствии с приоритетными направлениями в образовании: модернизация содержания образования с целью обеспечения успешной реализации ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); создание условий для устойчивого развития школы в соответствии со стратегией развития российского образования в условиях реализации ФГОС; развитие доступной коррекционно-развивающей и здоровьеукрепляющей среды, как основы образовательного процесса лиц с интеллектуальными нарушениями, обеспечивающую их социальную адаптацию; преобразование содержания образовательной области «Технология» с целью дальнейшего получения образования и успешного трудоустройства; изменение содержания профессионально-трудового обучения для группы обучающихся со сложной структурой дефекта с целью формирования жизненных компетенций и овладения доступными для них общетрудовыми навыками, способствующими социальной адаптации и интеграции в общество, самостоятельной трудовой деятельности; повышение профессиональных компетенций учителей через построение и реализацию индивидуальных образовательных маршрутов педагогов; повышение качества комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения детей и родителей (законных представителей) в соответствии с ФГОС. Информационная справка об учреждении Социально-правовой статус Год открытия школы – 1956 г. Тип учреждения – государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинградской области «Приморская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы» Лицензия: Серия 47Л01 № 0002644, рег. № 002-21 от 14 января 2021 г., срок действия: бессрочно; Наличие земельного участка –3,9 га. Структура учреждения Школа-интернат является образовательным учреждением с гибкой организационной структурой, предоставляющей образовательные услуги обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с целью коррекции отклонений в их развитии средствами воспитания, образования, трудовой подготовки, а также социальнопсихологической реабилитации для последующей интеграции их в общество. В школу-интернат поступают дети из г. Выборга и Выборгского района Ленинградской области. Большинство обучающихся находятся на интернатном проживании, что обусловлено удаленностью места жительства от школы-интерната. Структура управления Структура управления соответствует действующему законодательству, обеспечивает устойчивое взаимодействие всех структурных подразделений школы. Непосредственное управление образовательным учреждением осуществляет директор, назначаемый на должность Учредителем в соответствии с требованиями трудового законодательства Российской Федерации. Директор действует на основании Устава, законодательства Российской Федерации и в соответствии с трудовым договором, осуществляет текущее руководство деятельностью коррекционного учреждения и подотчетен Учредителю. 6 Образовательный процесс, методическую работу организуют, координируют, контролируют заместитель директора по учебно-воспитательной работе. Коллегиальными органами управления образовательным учреждением являются общее собрание работников учреждения, педагогический совет. Состав, функции, компетенции коллегиальных органов и порядок принятия им решений регламентируются Положениями об общем собрании работников, педагогическом совете. Режим работы учреждения Организация образовательного процесса и режим функционирования школы регламентируются действующими требованиями СанПиНа, Уставом школы, календарным учебным графиком. Обучающиеся, находящиеся на интернатном проживании, обеспечиваются пятиразовым горячим питанием, а также мягким и жёстким инвентарём, одеждой и обувью согласно установленным нормам. Расписание уроков составлено на учебный год и предусматривает непрерывность учебного процесса в течение учебного дня и равномерное распределение учебной нагрузки в течение учебной недели. Особенности образовательного процесса № 1 Уровень Начальное общее 2 Основное общее 3 Основное общее Название программы Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). (в соответствии с ФГОС ОУО) Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). (в соответствии с ФГОС ОУО) Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). (в соответствии с БУП -2002) Сроки 4 (5) лет 5 (6) – 7лет 4 года Образовательный процесс в 1-5-х классах осуществляется в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (варианты 1, 2, 8.3, 8.4). В указанных классах реализуются учебные планы для обучающихся с легкой умственной отсталостью, умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Обучение детей на дому осуществляется по индивидуальным учебным планам, согласованным с родителями (законными представителями). Образовательный процесс организуется в соответствии со спецификой школы. Учебные планы сформированы из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений и содержат общеобразовательные предметные области, трудовую подготовку, коррекционную подготовку. Каждая образовательная область учебного плана реализуется системой предметов, неразрывных по своему содержанию и преемственно продолжающихся на всех этапах обучения. Это позволяет осуществлять системную, комплексную работу по развитию школьника с нарушением интеллекта средствами образования с учетом возрастной динамики. Программный материал подается в облегченном виде с определенной цикличностью без увеличения объемов учебного материала. Большой объем учебного времени выделен на 7 трудовую подготовку обучающихся, которая является приоритетным направлением для социализации умственно отсталых учащихся. Учебный план сохраняет в необходимом объеме содержание образования, являющееся обязательным на каждой ступени обучения с использованием индивидуальноориентированных и коррекционно-развивающих образовательных рабочих программ. Внеурочная деятельность организована в рамках 10 часов, где 6 часов предусмотрено на коррекционно-развивающую область, а 4 часа реализуются по основным направлениям: духовно-нравственное, спортивно – оздоровительное, общекультурное и социальное. Внеурочная деятельность осуществляется в виде курсов, групповых занятий, кружков, секций, классных и общешкольных мероприятий, экскурсий. Результаты обучения: Успеваемость - 100%. Качество знаний - 30-35%. В целом успеваемость, качество знаний на стабильном уровне. Результаты обучения соответствуют требованиям адаптированных общеобразовательных программ. Обучение в школе завершается итоговой аттестацией по профессионально-трудовому обучению. Итоговая аттестация проводится в форме экзамена, состоящего из ответов по билетам и практической работы. Профессионально-трудовая подготовка обучающихся выпускных классов соответствует требованиям адаптированных образовательных программ. 90% обучающихся демонстрируют хороший уровень профессионально-трудовой подготовки. Результаты трудоустройства выпускников: Год обучения Всего выпускников Продолжили обучение в ПУ ЛО 2017-2018 10 7 2018-2019 10 7 2019-2020 13 7 Продолжили обучение в 10-11 классах Трудоустроены - 1 3 1 2 1 Инвалидизация 2 1 1 Творческая активность обучающихся Объединения обучающихся по интересам (кружки, секции, студии, клубы и т.д.) Объединения художественно-эстетического направления Объединения физкультурно-спортивного направления Объединения социально-педагогического направления Объединения естественно-научного направления Объединения технического направления Количество кружков/ Количество детей 4/60 3/35 1/25 1/23 1/15 Внешние связи и сетевое взаимодействие: Участие в конкурсах, проектах, игровых мероприятиях. Единый культурнодосуговый центр г. Приморск Реализация дополнительных образовательных программ. Приморский краеведческий музей Экскурсионная деятельность. Участие в тематических занятиях и мероприятиях. Городская библиотека Участие в реализации социальных проектах, тематических встреч и мероприятий, библиотечных уроков, конкурсов. 8 ПДН ОМВД России КДН и ЗП Профилактика правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних. Совместное проведение мероприятий в рамках областной операции «Подросток» Соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних. Организация совместных мероприятий по профилактике детского дорожно- транспортного травматизма. Участие в конкурсах, проектах, встречах, акциях. ГИБДД ОВД по Выборгскому району Результативность внеурочной деятельности: Уровень Всероссийский Региональный Название конкурса Количество участников «Школа – территория здоровья» «Стиль жизни – здоровье» «Моя мама лучше всех», «Открытка своими руками» 1 9 9 7 «Вместеярче» 5 «Спортивно – развлекательный праздник «Старты надежд» 10 3 место «Моя будущая профессия» 20 «Люби и знай свой край» «Дом в котором мы живём» 13 9 Физкультурно – спортивный праздник «Спорт для всех» 8 «Спорт – альтернатива пагубным привычкам» Фестиваль «Звёздочки» и «Умелец дома» 2 1– 3 места 2– 2 места Сертификаты участников Сертификаты участника, благодарность 3 место в командном зачёте 2 и 3 место – персональный зачёт Сертификаты участника 20 Специальная олимпиада по настольному теннису и бадминтону 8 Результаты Диплом лауреата Сертификаты участников 1 диплом 4 победителя, 3 диплома призёра 2 диплома победителя 1и 2 место в номинации «Инструментальная» 2места, 2- 3 места 2 3- 2 места 1- 3 место Сведения о кадрах Образовательное учреждение укомплектовано педагогическими кадрами согласно штатному расписанию. В школе разработан план курсовой подготовки и переподготовки педагогических кадров, который ежегодно реализуется. Систематически отслеживаются личные достижения педагогов. 9 Обеспеченность педагогическими кадрами – 100%. На 1 января 2021 года педагогический состав составляет 38 педагога. Образовательный ценз педагогов на 01.01.2021 года Показатель № 1. 1.1 1.2 2. 2.1 2.2 2.3 2.4 3. 3.1 3.2 3.3 Всего человек Количество педагогов: Постоянные (основные) сотрудники Совместители Образовательный ценз: Высшее образование Среднее специальное образование Из них дефектологическое Высшее Среднее специальное Квалификационные категории Высшая Первая Соответствие занимаемой должности 38 37 1 % к общему числу педагогических работников 100 97 3 32 6 84 16 30 6 79 16 16 15 2 42 39 5 Творческие достижения педагогического коллектива Сведения о победителях конкурсов профессионального педагогического мастерства № п/п 1. 2. Уровень конкурса XIII Всероссийский педагогический конкурс «Квалификационные испытания» профессиональное тестирование Всероссийский конкурс «ИКТкомпетентность педагога в современном образовании» Название конкурса Результаты «Работа учителялогопеда по развитию речи детей и формированию словарного запаса» I место публикация авторской презентации и конспектов уроков: «Дифференциация звуков п, б, букв П, Б», «Звук и буква З, з. Слоги и слова со звуком и буквой З, з», по речевой практике «Сказка Ш. Перро «Красная Шапочка», «Материки на глобусе и карте полушарий», разработка конспекта Диплом лауреата 10 Место проведения Всероссийское сетевое издание «ПедТест» ЦГО «Восхождение» Всероссийское сетевое издание для педагогов и учащихся образовательных учреждений «Фонд образовательной и научной деятельности 21 века» 3. к интерактивной доске в формате ActivInspire Всероссийский Публикация конкурс «ИКТ- авторской презентации и компетентность педагога в конспекта классного часа по ОБЖ современном Свидетел ьство о публикац ии образовании» 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. VII Всероссийский педагогический конкурс профессиональное тестирование VII Всероссийский педагогический конкурс профессиональное тестирование Международный творческий конкурс конспектов уроков Всероссийская блицолимпиада «Компетенции педагога в сфере возрастной психологии в соответствии с ФГОС» I место «Соответствие компетенций учителя русского языка требованиям ФГОС» I место «Поражение древесины насекомыми и грибками» «Создание условий для организации обучения детей с ОВЗ» VIII Всероссийский Конкурсная работа: педагогический «Сердце: его строение и конкурс работа» "ВЫСОКИЙ РЕЗУЛЬТАТ" Номинация: "Открытый урок, занятие" VIII Всероссийский «Деятельность логопеда педагогический в ОУ» конкурс Конкурсная работа "ВЫСОКИЙ «Технологическая карта РЕЗУЛЬТАТ" логопедического Номинация: занятия по теме "Открытый урок, «Дифференциация занятие" согласных звуков» XIII Всероссийский «Работа учителяпедагогический логопеда по развитию конкурс речи детей и «Квалификационные формированию испытания» словарного запаса» 11 Всероссийское сетевое издание для педагогов и учащихся образовательных учреждений «Фонд образовательной и научной деятельности 21 века» «ФГОСОБРазован ие» г. Москва Всероссийское сетевое издание «ПедТест» ЦГО «Восхождение» III место МОП «Престиж» III место Всероссийское «Время знаний» СМИ I место Всероссийское сетевое издание «Агентство педагогических инициатив «Призвание» II место Всероссийское сетевое издание «Агентство педагогических инициатив «Призвание» I место Всероссийское сетевое издание «ПедТест» ЦГО «Восхождение» 11. профессиональное тестирование Онлайн-олимпиада «Классный руководитель в современной школе» I место Всероссийское общеобразовательное интернет-издание «ПедСтарт» Сведения о контингенте обучающихся Сравнительная таблица комплектования классов Учебный год Всего обучающихся Из них: Обучающиеся на дому Дети – инвалиды 2018-2019 88 2019-2020 84 2020-2021 81 2 32 2 25 2 29 На фоне общей численности обучающихся увеличилось количество детей, имеющих тяжелые множественные нарушения развития (ТМНР). Кроме того, анализ статистических данных свидетельствует об увеличении численности детей-инвалидов, что дает основание для усиления работы по взаимодействию школы и семьи в оказании необходимой помощи детям в решении вопросов коррекции, воспитания и обучения. Анализ внутренних и внешних факторов развития школы Для выявления потенциала развития образовательной системы школы – интерната был проведен SWOT-анализ по направлениям деятельности, который позволил выявить ее сильные и слабые стороны (внутренние факторы), перспективные возможности и риски ее развития (внешние факторы). SWOT-анализ оценки потенциала образовательной организации Оценка актуального состояния внутреннего потенциала Сильные стороны Слабые стороны Оценка перспектив развития с учетом изменения внешних факторов Благоприятные Риски возможности Качество образования 12 Разработаны и утверждены адаптированные основные общеобразовательные программы для начального общего, основного общего образования, программа воспитания. Нормативная база ОУ приведена в соответствие с требованиями ФГОС обучающихся с ОВЗ. Изменено содержание учебных программ и программ внеурочной деятельности НОО и ООО. Реализуется модель организации внеурочной деятельности, направленной на формирование индивидуальных образовательных траекторий обучающихся. Скорректирован план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС НОО учащихся с ОВЗ. Осуществляется повышение квалификации руководителей и педагогов. Разный уровень подготовки детей к школе, их возможности, увеличение количества детей с ТМНР, РАС. Не в полном объеме создана комфортная коррекционноразвивающая среда для обучающихся с УО. Значительный суммарный объём урочной и внеурочной деятельности, занятости в дополнительном образовании формирует потенциально возможные перегрузки обучающихся. Особенности социального состава родителей (законных представителей) представляет сложность в осуществлении поддержки обновления содержания образования, воспитания обучающихся, укрепления их здоровья. Сотрудничество с учреждениями высшего образования в области научно образовательной деятельности, в обеспечении непрерывности и преемственности научнообразовательной деятельности, развитии и внедрении передовых достижений в области науки и образования, повышения квалификации педагогических работников. Взаимодействие с социальными партнёрами. Продолжение внедрения в систему воспитательной работы технологии социального проектирования. Участие родительского сообщества в жизни школы, общешкольного мероприятиях. 13 Увеличение объема работы, возлагающейся на членов администрации и педагогов. Отсутствие интереса родителей (законных представителей) к обучению детей по новым ФГОС, использованию новых педагогических технологий. Создана и реализуется система внутренней оценки качества образования. Создана система поощрения педагогов за качественную подготовку обучающихся. Возможность обучения, самообразования и повышения квалификации. Не все педагоги Участие обучающихся Тенденция готовы к изменению в предметных увеличения числа подходов к обучению. конкурсах, обучающихся с олимпиадах. низкими Синдром Своевременное стартовыми «педагогического прохождение показателями выгорания» у здоровья; низкий опытных педагогов, педагогами учреждения КПК, образовательный и недостаточный участие в проф. социальный уровень уровень конкурсах. некоторых семей профессиональной Возможность формирует риски в подготовки и использования опыта части поддержки нехватка опыта у инновационных родителями молодых образовательных (законными специалистов. технологий. представителями) Психологическое реализации напряжение направлений педагогов при повышения качества формировании образования. преемственности педагогических подходов при переходе обучающихся на уровень основного общего образования. Обновление программ трудового обучения предметной области «Технология» Реализуются Недостаточное Возможность Тенденция общеобразовательны освоение реализации увеличения числа е программы по общеобразовательны федерального проекта обучающихся с учебному предмету х программ по «Современная школа» низкими «Технология» в индивидуальному национального стартовыми соответствии с ФГОС учебному плану. проекта показателями НОО обучающихся с Недостаточно учтены «Образование». здоровья, ОВЗ, ФГОС ООО. современные объективно Наличие подходы к сужающими квалифицированного профессиональному возможности кадрового самоопределению профессионального потенциала. умственно отсталых выбора Материальнообучающихся. техническая база Социальное кабинетов партнерство. технологии пополняется новым оборудованием. Общешкольная система учительского роста Достаточный уровень Неготовность части Педагогический Увеличение профессиональной педагогов к принятию состав регулярно количества компетенции и изменений проходит обучение по педагогов, имеющих значительный нормативных программам значительный опыт творческий потенциал документов, повышения работы, формирует педагогического регулирующих квалификации, риск коллектива. профессиональную проводит обучающие «профессиональног деятельность. мероприятия о выгорания», Участие в общеобразовательног Недостаточный профессиональных 14 конкурсах, различного уровня, в т.ч. по обмену опытом, организация конференций, форумов, семинаров, публикации статей, методических материалов. о учреждения, имеет уровень возможность профессиональной и посещать психологической мероприятия готовности молодых методической специалистов к направленности, работе с обеспечивающие обучающимися с качественное ОВЗ. гармоничное образование. Финансовая поддержка школы интерната за счет включения в различные адресные программы. Обновление содержания дополнительного образования Имеется лицензия на Недостаточное Социально Низкий социальный осуществление освоение педагогическое уровень некоторых образовательной общеобразовательны партнерство. семей. Отсутствие деятельности в сфере х программ по Участие в онлайн активной поддержки дополнительного индивидуальному уроках, реализуемых с родителей образования детей. учебному плану, в учетом опыта цикла (законных Реализуются в полном том числе в сетевой открытых уроков представителей). объеме форме. Недостаточно «Проектория», Перегрузки дополнительные учтены современные направленных на обучающихся с ОВЗ общеобразовательные подходы к раннюю урочной и программы по профессиональному внеурочной профориентацию, направлениям; самоопределению. деятельностью. построение общекультурное, Недостаточное индивидуального социальное, духовно – понимание части учебного плана в нравственное, родительской соответствии с спортивно общественности выбранными оздоровительное. важности профессиональными Охват обучающихся - дополнительного компетенциями. образования 100%. Участие в конкурсе обучающихся с ОВЗ. профмастерства среди инвалидов «Абилимпикс». Участие родителей в мероприятиях дополнительного образования Здоровьесберегающая образовательная среда Расписание, урочная и Недостаточное Привлечение Перегрузка внеурочная использование социальных обучающихся деятельность, здоровьесберегающи партнеров, спонсоров урочной и кабинеты, х технологий на для организации внеурочной оборудование уроках полноценного деятельностью и соответствуют физического занятиями в системе СанПиНам; спортивного развития дополнительного углубленный обучающихся. образования. медосмотр, контроль за показателями 15 здоровья Наличие семей, обучающихся; ведущих нездоровый образ 5-ти разовое питание в жизни и школьной столовой; недостаточные наличие спортивных возможности объектов и учреждения в части оборудования; его контроля. участие в спортивных мероприятиях, соревнованиях различных уровней. Привлечение социального партнерства в здоровьесбережении обучающихся. Развитие инновационных направлений деятельности Наличие Недостаточная Наличие Возможность значительного материальновозможностей стагнации внутреннего техническая повышения инновационных потенциала в обеспеченность материальнопроцессов в случае развитии инновационных технической отсутствия инновационных процессов. оснащенности финансовых средств образовательных инновационных для материальнотехнологий и процессов за счет технического направлений. федерального проекта обеспечения «Современная школа» инновационных Наличие национального образовательных инновационных проекта технологий. проектов и инициатив «Образование». Основания для разработки программы развития Основаниями для разработки программы послужили: 1. Модернизация российского образования и глобальные задачи, которые поставлены перед образовательными учреждениями. 2. Федеральный проект «Современная школа» национального проекта «Образование», направленного на поддержку образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. 3. Результаты самообследования. 4. Результаты независимой оценки качества образования. 5. Современные требования к содержанию и качеству образования лиц с ОВЗ. 6. Современные требования к профессиональным компетенциям педагогов, учительскому росту. 7. Требования к психолого-педагогическому сопровождению как обучающихся, так и их законных представителей. 8. Требования к материально-техническому оснащению, обеспечивающему качество, доступность и здоровьесберегающую составляющую в постоянно изменяющемся мире. 9. Создание еще более успешного и эффективного воспитательно-образовательного пространства как среды развития и саморазвития личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, способствующей достижению оптимального уровня 16 психофизического здоровья, формирующей у обучающихся коммуникативные навыки, правосообразное поведение, способности к успешной социализации в обществе. 10. Создание здоровьесберегающей среды в школе, обеспечивающей укрепление здоровья участников образовательного процесса, через совершенствование физкультурно-оздоровительной работы и работы по формированию навыков здорового образа жизни, а также через развитие материально-технического и кадрового обеспечения школы. 11. Расширение возможности оказания психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся. Повышение психолого – педагогической грамотности родителей (законных представителей). 12. Повышение профессиональных компетенций педагогов через создание новой модели: индивидуальный маршрут профессионального роста педагога. 13. Материально – техническое оснащение учебных кабинетов современным оборудованием, в частности, кабинетов профессионально-трудового обучения, обусловленное обновлением содержания предметной области «Технология», кабинетов коррекционно-развивающей направленности. Все вышеуказанные аспекты позволили определить перспективные задачи для развития образовательного учреждения, разработки и реализации Программы развития школы на 2021-2025 гг. Концепция программы развития школы Концепция строится на современных требованиях к содержанию и качеству образования лиц с ОВЗ, профессиональным компетенциям педагогов, учительскому росту, психологопедагогическому сопровождению как обучающихся, так и их законных представителей, материально-техническому оснащению, обеспечивающему качество, доступность и здоровьесберегающую составляющую. Инновационная идея школы - это реализация на практике такой модели школьной образовательной среды, которая бы способствовала созданию благоприятных условий для субъектов образовательного процесса и педагогического поиска, направленного на достижение в образовательном учреждении нового качества образования путем обновления инфраструктуры. Реализация единых образовательных линий в процессе приведения существующей школьной образовательной системы в соответствие требованиям ФГОС для обучающихся с ОВЗ. Для достижения заявленной миссии образовательного учреждения необходимо реализовать следующие проекты, которые включены в программу развития школы: 1. Проект «От успеха в школе – к успеху в жизни»; 2. Проект «Цифровая образовательная среда»; 3. Проект «Школа педагогического роста». 4. Проект «Современная инфраструктура» 5. Проект «Школа, устремленная в будущее» Проект «От успеха в школе – к успеху в жизни» Актуальность Школа один из основных институтов, принимающих непосредственное участие в воспитании и формировании развития личности ребёнка. 17 В учебно-воспитательном процессе необходимо гармонично сочетать духовноэстетические, идейно-нравственные принципы, единство доброты познания и освоение жизни. Проект “От успеха в школе - к успеху в жизни” – это движение по восходящей лестнице личностного развития и успеха ребёнка. Она является синтезом основных аспектов развития личности: Познавательная деятельность – обучение. Процесс воспитания неразрывно связан с процессом обучения и развития и является стержневым в формировании человека. Социальная деятельность – социализация. Включение обучающихся в различные социальные общности (класс, клубы, объединения, организации), которые формируют готовность к вхождению в различные социальные структуры, разнообразные типы социальных отношений. Продуктивная деятельность. Формирование у школьников положительного отношения к себе, уверенности в своих способностях применительно к реализации себя во взрослой жизни и будущей профессии. Коллективная деятельность - раскрытие внутренних возможностей ребёнка, формирование умения работать в коллективе, развитие коммуникативной культуры обучающихся. Объединение усилий семьи и школы для воспитания личности, которая соответствует современным требованиям общества. Цель: создание образовательно-воспитательной среды, обеспечивающей наиболее благоприятные условия для развития индивидуальных способностей обучающихся, удовлетворения их актуальных и перспективных культурно-образовательных и жизненных потребностей, успешного социального становления. Задачи: 1. Создание благоприятных условий для развития личности обучающихся, свободного и полного раскрытия их способностей в учебной, творческой и трудовой деятельности. 2. Формирование системы ценностных ориентаций, обучающихся как основы их воспитанности. 3. Формирование здорового образа жизни школьника. 4. Воспитание гражданско-патриотического и духовно-нравственного сознания на основе сохранения культурно-исторического наследия, отечественных традиций через привлечение обучающихся к изучению истории родного края, города. 5. Совершенствование ученического самоуправления, развитие детской организации. 6. Вовлечение обучающихся в систему дополнительного образования с целью обеспечения самореализации личности. 7. Создание условий для участия семей обучающихся в учебно-воспитательном процессе школы, повышения активности родительского сообщества. 8. Привлечение родительской общественности к участию в жизни класса и школы. Модель выпускника 1: 1. Личность, готовая к социальному, гражданскому и профессиональному самоопределению, ориентирована в выборе профессии, адаптирована к решению ключевых жизненных проблем. 2. Личность, проявляющая духовно-нравственные качества, ориентированная на человеческие ценности, ставшие личными убеждениями и жизненными принципами. 3. Личность, ориентированная на здоровый образ жизни. 4. Социально адаптированная личность, соблюдающая нормы общественного поведения. 18 5. Личность, владеющая коммуникативными навыками. Модель выпускника 2: 1. Успешно адаптируется и интегрироваться в социуме. 2. Умеет общаться, жить в коллективе. 3. Способен организовать свою личную жизнь. 4. Готов к жизни в современном обществе. 5. Имеет активную жизненную позицию на основе знаний, навыков социального поведения и общения. 6. Способен адекватно адаптироваться в сложных условиях изменчивого социума. 7. Способен вступать в коммуникацию, устанавливать деловые отношения с людьми. 8. Понимает условия реализации своих возможностей в конкретной профессиональной сфере. 9. Имеет адекватную оценку своих реальных и потенциальных возможностей. 10. Владеет основами правовой и этической грамотности. 11. Обладает личностными качествами гражданина. 12. Владеет четким и правильным представлением о сущности здоровья, стремлением к здоровому образу жизни. Основные мероприятия по реализации проекта: Наименование мероприятия Разработка и утверждение воспитания Программы Сроки май 2021 Внедрение в практику образовательного процесса инновационных здоровьесберегающих технологий обучения и воспитания обучающихся Продолжение санитарно-просветительной работы с обучающимися и родителями Активное вовлечение родителей в жизнь образовательного учреждения Повышение эффективности работы с родителями по формированию психологопедагогической компетентности родителей. Оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) по вопросам особенностей развития, обучения и воспитания детей с ОВЗ Разработка новых форм организация «Дня открытых дверей» для родителей постоянно Усовершенствование материальнотехнической базы по направлению коррекционно-развивающей работы, профильного труда. постоянно постоянно Ответственные зам. директора по УВР, старший воспитатель, рабочая группа педагоги школы педагоги школы, медицинские работники педагоги школы постоянно администрация, педагоги школы, педагоги-психологи, социальный педагог постоянно педагоги школы постоянно администрация 19 Непрерывная модернизация технических средств обучения и воспитания. постоянно администрация Осуществление сетевого взаимодействия с организациями культуры и спорта Усовершенствование условий для творческого развития обучающихся в системе дополнительного образования школы Разработка индивидуальных программ доп. образования для обучающихся с низкими образовате5льными возможностями постоянно администрация постоянно администрация, руководители кружков постоянно старший воспитатель, руководители кружков Включение новых форм работы дополнительном образовании постоянно зам. директора по УВР, старший воспитатель, руководители кружков 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. в Ожидаемые результаты Сохранение результативности показателей учебно-воспитательного процесса, дополнительного образования. Обновление инфраструктуры кабинетов специалистов коррекционно- развивающего блока, учебных мастерских. Сохранение и укрепление здоровья обучающихся через овладение навыками ЗОЖ, реализацию здоровьесберегающих мероприятий. Повышение психолого-педагогической грамотности родителей (законных представителей) по вопросам особенностей развития ребенка, особенностей обучения и воспитания. Формирование партнерских взаимоотношений родителей (законных представителей) с образовательным учреждением, организация сотрудничества. Позитивные изменения в характере детско-родительских отношений. Повышение мотивационной готовности родителей (законных представителей) к сотрудничеству Проект «Цифровая образовательная среда» Актуальность Перед современной школой ставится серьезная задача – подготовить обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) к условиям жизни и профессиональной деятельности в информационном обществе, научить их действовать в этой среде, использовать ее возможности и защищаться от негативных воздействий. Для решения этой проблемы требуется информационная ориентация системы образования. Основная концепция данной подпрограммы – создать принципиально новый формат оснащения школы-интерната, который позволит решать педагогические задачи, используя новейшие цифровые технологии. Основное внимание обращается на повышение результативности использования современных образовательных технологий (в том числе, информационных) в профессиональной деятельности, а также вовлечение педагогических работников в цифровое образовательное пространство. Понимание того, что простое увеличение количества мультимедийной техники не дает нового качества образования, педагогический коллектив ставит перед собой задачу – создать информационно-образовательную среду «цифровая школа», которая была бы 20 комфортна для сотрудничества и взаимодействия всех субъектов образовательного пространства. Под термином «цифровая школа» мы понимаем общеобразовательное учреждение, оснащенное современным цифровым оборудованием и программным обеспечением и эффективно использующим его в образовательном процессе с учетом своих особенностей (материального обеспечения, готовности педагогов и управленческого персонала). Информационно-образовательная среда должна способствовать формированию у обучающихся таких качеств, как: медиаграмотность, способность к непрерывному образованию, готовность работать в команде, коммуникативность и профессиональная мобильность, гражданское сознание и правовую этику. Для достижения новых образовательных результатов обучающихся в школеинтернате должно происходить постоянное изменение дидактических средств, форм и методов обучения, все более широкое использование информационных и коммуникационных технологий. Поэтому необходимо создавать новые цифровые педагогические технологии, которые существенно изменят традиционную образовательную среду. Системный характер информационно-образовательной среды (далее – ИОС) законодательно закреплен в ФГОС и ФГОС НОО ОВЗ: «Информационнообразовательная среда образовательного учреждения включает: комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ): компьютеры, иное ИКТ-оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде». Иными словами, ИОС – это система информационно-образовательных ресурсов и инструментов, которая обеспечит условия успешной реализации адаптированных основных образовательных программ школы-интерната. Цель: создание современной безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования в ГБОУ ЛО “Приморская школа – интернат”. Задачи: 1. Обеспечить максимальное использование преимуществ информационной образовательной среды для повышения качества образования детей с интеллектуальными нарушениями. 2. Изменить информационную среду, направленную на достижение нового качества образования за счет использования педагогами новых цифровых технологий. 3. Обеспечить комплексный электронный мониторинг качества образования в условиях школы. 4. Оснастить кабинеты современным учебным оборудованием, позволяющим педагогическим работникам реализовывать современные модели учебного процесса с использованием различных технологий и информационных источников. 5. Обеспечить в качестве альтернативного обучения при возможности работу по электронным учебникам с обучающимися, находящимися на дистанционном (семейном) или индивидуальном обучении на дому. 6. Стандартизировать и актуализировать информационное наполнение сайта образовательной организации. 7. Создать систему получения данных, в том числе обратной связи от родителей обучающихся, актуальной для прогнозирования развития школьной системы образования. 21 8. Создать и обеспечить функционирование единой информационной системы «Цифровая школа» с использованием технологий «больших данных», «облачного» хранения данных и искусственного интеллекта для обеспечения электронного документооборота деятельности образовательной организации, в т.ч обеспечения учебного и воспитательного процесса («Электронные дневники», «Электронный журнал», «Электронное портфолио обучающегося», «Онлайн образование» и т.д.). 9. Создать актуальный справочник цифровых образовательных ресурсов для использования в образовательном процессе для детей с ОВЗ, детей – инвалидов. Основные мероприятия по реализации проекта: № п/п 1. Мероприятия Сроки Совершенствование информационной среды школы-интерната. Приобретение и замена компьютерного оборудования, электронных образовательных ресурсов (по мере необходимости) В течение всего периода Ответственные Администрация школы Переход на электронный документооборот 2021-2022 г. (делопроизводство, отчеты педагогов, банк данных по предметам, формирование методической электронной базы, использование ИКТ для контроля знаний в дистанционном (автоматическом) режиме. Зам.директора по УВР Полный переход на электронный журнал в системе ГИС СОЛО «Электронная школа» 2022 г. 3. Администраторы системы Создание творческих групп по распространению опыта применения информационных ресурсов в образовательной деятельности. 2021 г. Руководители МО 4. Модернизация и поддержка сайта школыинтерната для обеспечения открытого (прозрачного) информационного пространства образовательной организации В течение всего периода Зам.директора по УВР Участие обучающихся в дистанционных образовательных программах, конкурсах, викторинах В течение всего периода Педагоги 6. 7. Организация и прохождение в соответствие с графиком КПК «Повышение цифровой грамотности современного педагога» В течение всего периода Зам.директора по УВР Реализация проекта «Цифровая грамотность учителя или шаг в будущее». Цель проекта: развитие профессиональной компетентности педагогических работников в области использования современных информационнокоммуникационных технологий. В рамках проекта предполагается проведение творческих мастерских, 2024 г. Педагоги 2. 5. 8. 22 мастер-классов, ролевых и деловых игр, имитирующих профессиональные ситуации, занятий с использованием информационных технологий, просмотр вебинаров, организация курсовой подготовки. Ожидаемые результаты 1. Обеспечено обновление инфраструктуры и организации образовательной деятельности школы-интерната в максимальном возможном соответствии требованиям Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, СП2.4.3648-20, Федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» и другим нормативно-правовым актам, регламентирующим организацию образовательной деятельности. 2. Функционирует и постоянно обновляется школьный сайта образовательной организации. 3. Разработаны и внедрены механизмы информационного обеспечения процессов функционирования и развития школы-интерната. 4. Обеспечено повышение информационной культуры участников образовательных отношений. Созданы условия, обеспечивающие целенаправленную подготовку педагогов и обучающихся в области получения, переработки и использования информации. 5. Используются информационные системы для повышения эффективности управленческих решений. Налажен электронный документооборот. 6. Обновлено программное и техническое обеспечение классов. 7.Обеспечено эффективное использование информационных технологий, компьютерной техники, учебного оборудования. 8. Проведена переподготовка кадрового состава с целью обеспечения актуализации знаний, умений и навыков в части внедрения и использования технологий цифровизации образования. 9.Обеспечена и налажена взаимосвязь с родителями (законными представителями) через ГИС СОЛО “Электронная школа”, а также различные мессенджеры. 10.Школа обеспечена доступом к высокоскоростному интернету. 11. 100 % использование электронного журнала педагогами. Проект «Школа педагогического роста» Актуальность Существенные перемены в образовании невозможны без кардинальных изменений профессионального сознания педагога, которые диктуют новые требования к профессиональной компетентности педагогических работников: готовность к переменам, мобильность, способность и самостоятельность в принятии решений. Развитие образования во многом зависит от готовности педагогов к разработке и внедрению педагогических новшеств в образовательный процесс, их стремлением к профессиональному совершенствованию, росту и развитию. Доктор педагогических наук К.М. Ушаков в одной из своих работ пришел к выводу о том, что «единственным фактором, определяющим качество образования, является квалификация педагогов, единственный параметр, которой определяет успехи детей и 23 от которого зависит качество образования – качество взаимодействия учителя и ученика на уроке». Непрерывность образования педагога современной школы становится необходимым условием профессионального роста учителя, его продуктивной педагогической деятельности, формирования высокого уровня мастерства. Все это, в свою очередь, является важнейшим условием индивидуального развития личности педагога. В основе проекта лежит, прежде всего, деятельностный подход, который будет способствовать актуализации теоретических знаний, научит практически применять их, поможет каждому педагогу проектировать учебный процесс. Реализация данного проекта позволит успешно повысить профессиональную компетентность педагогов, ведущую к развитию индивидуальных профессиональных качеств, повышению педагогического мастерства. Цель: повышение профессионального роста педагогических работников. Задачи: 1. Создать комплекс мероприятий, обеспечивающих развитие профессиональнопедагогического мастерства педагогов как средства повышения качества образования. 2. Разработать систему мониторинговых исследований качества педагогического труда как элемента системы педагогического роста. 3. Спроектировать модель системы педагогического роста педагога на основе анализа и оценки уровня результативности его профессиональной деятельности. 4. Организовать непрерывное развитие профессиональной компетентности педагога в условиях модернизации образования. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Модель педагога школы Организация деятельности по освоению обучающимися образовательных программ, адаптированных для их обучения, воспитания и обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Применение в образовательном процессе специальных педагогических технологий, современных образовательных дидактических средств, информационнокоммуникационных технологий с учетом особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей обучающихся. Владение необходимыми методиками системы контроля и оценки достижения планируемых результатов освоения образовательных программ обучения, воспитания, коррекции нарушений развития, социальной адаптации с учетом особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей обучающихся. Осуществление диагностической и консультативной помощи участникам образовательных отношений. Способность проводить исследовательскую и проектную деятельность, осуществлять работу как индивидуально, так и в составе творческой группы. Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики. Стремление к повышению уровня своих профессиональных качеств. Основные мероприятия по реализации проекта: Наименование мероприятия Сроки 24 Ответственные Выявление профессионального уровня педагогических работников. Проектирование деятельности педагогического коллектива школы на новом этапе развития современного образования. Разработка (корректировка) планов мероприятий по повышению профессионального уровня педагогических работников, их реализация. апрель – май 2021 г. Май-июнь 2021 г. Администрация школы Педагог-психолог Зам. директора по УВР Руководители МО май-июнь 2021 г. Зам. директора по УВР Руководители МО Творческая группа педагогов Педагоги школы Педагог-психолог Разработка педагогами школы индивидуального август – сентябрь образовательного маршрута профессионального 2021 развития Мониторинг состояния системы непрерывного в течение всего повышения квалификации педагогического периода коллектива школы. Организация повышения квалификации в течение всего специалистов ОУ с целью поддержания высокого периода уровня образования педагогического состава и имиджа школы Профессиональная переподготовка учителей по в течение всего направлениям: периода 1. введение инновационной и экспериментальной деятельности; 2. повышение ИКТ-компетентности педагогических работников; 3. реализация программ внеурочной деятельности; 4. реализация здоровьесберегающих технологий; 5. овладение современным инструментарием оценивания достижений обучающихся. Участие в системе дистанционного обучения в течение всего работников школы в системе дополнительного периода профессионального педагогического образования. Самообразовательная деятельность в течение всего педагогических работников: подходы, темы, периода проблемы. Сопровождение деятельности по организации в течение всего самообразования педагогических работников периода Создание творческих групп для совместного апрель – май проектирования уроков, внеклассных 2021г. мероприятий, написания программ с применением полученных знаний Поиск новых, инновационных технологий, в течение всего методик и приемов работы с обучающимися с периода ОВЗ Обмен приобретенным положительным или в течение всего отрицательным опытом с коллегами. периода Участие в муниципальных, региональных конференциях, фестивалях, конкурсах. в течение всего периода 25 Зам. директора по УВР Зам. директора по УВР Руководители МО Зам. директора по УВР Руководители МО Зам. директора по УВР Руководители МО Педагогический коллектив школы Педагогический коллектив школы Зам. директора по УВР Руководители МО Зам. директора по УВР Руководители МО Руководители МО Педагогический коллектив школы Руководители МО Педагогический коллектив школы Педагогический коллектив школы Методическое сопровождение деятельности школьных методических объединений по обновлению содержания образования Проведение Единых методических дней в рамках подготовки и проведения тематических педсоветов Создание школьного банка методических разработок (2021-2025 г. г.) Профилактика «профессионального выгорания» в течение всего периода Руководители МО один раз в четверть Зам. директора по УВР Руководители МО в течение всего периода в течение всего периода в течение всего периода Зам. директора по УВР Руководители МО Администрация школы Педагоги- психологи Педагогический коллектив школы Повышение профессиональной культуры педагогических работников. в течение всего периода Педагогический коллектив школы Организация мониторинга реализации проекта в течение всего периода Администрация школы Руководители МО Расширение сети профессиональных контактов через виртуальные профессиональные сообщества, использование возможностей цифровой образовательной среды Ожидаемые результаты 1. Профессиональный рост педагога. 2. Профессиональная и личностная самореализация педагога. 3. Удовлетворенность педагога профессиональной деятельностью. 4. Мотивационная готовность и практическая ориентированность педагога на инновационные процессы и использование современных образовательных технологий. 5. Проектирование педагогом индивидуального образовательного маршрута профессионально-личностного развития. 6. Повышение качества состояния и результатов образовательного процесса. 7. Укрепление профессионального сотрудничества членов педагогического коллектива Дополнительные возможности реализованного проекта: 1. Успешное прохождение педагогами аттестации. 2. Повышение рейтинга образовательного учреждения. Проект «Современная инфраструктура» Актуальность проекта Для успешной реализации образовательных программ, всестороннего развития обучающихся и сохранения их здоровья необходимо совершенствовать материальнотехническую базу. Необходимо создавать такие условия обучения в школе, чтобы к каждому обучающемуся применялся индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения, была обеспечена возможность реализации коррекционно-развивающего обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим должна качественно измениться школьная инфраструктура. Новые образовательные стандарты предусматривают внеаудиторную занятость–кружки, спортивные секции, различного рода творческие занятия. Формирование современной школьной инфраструктуры должно быть направлено на обеспечение личных потребностей детей, реализацию деятельностно-компетентностного подхода. 26 Создание комфортных и безопасных условий – одна из важнейших задач образовательного учреждения. Для этого необходимо выполнение двух основных условий: 1. готовность педагогов и управленцев к инновационной деятельности; 2. улучшение материально-технической составляющей школьной инфраструктуры. Цель проекта: создание условий для образовательных отношений путем укрепления (совершенствования) материально-технической и учебно-методической базы образовательного процесса, создание безопасных условий пребывания обучающихся и персонала, соблюдение санитарно-гигиенического режима, мер безопасности. Задачи: 1. Совершенствовать базу учебного оборудования школы для повышения мотивации обучающихся для занятий в урочное и внеурочное время. 2. Совершенствовать базу учебного оборудования школы для повышения мотивации к профессиональному росту педагогических работников. 3. Создать в школе современные, комфортные и безопасные условия. Направления реализации проекта: 1.Укрепление материально-технической базы образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС ОУО, действующих СанПиНов. 2. Обеспечение безопасности и комфортности пребывания обучающихся. 3. Благоустройство территории образовательной организации. 4. Совершенствование доступности объекта. План мероприятий Мероприятие Сроки Исполнители 1. Аналитическая деятельность Анализ ресурсной базы школы и выявление 2021-2022 Директор, зам. потребностей в ее расширении в соответствии директора по УВР требованиями ФЗ № 273-ФЗ, СанПиНов и ФГОС ОУО Анализ уровня комфортности и безопасности 2021-2022 Директор, зам. условий организации образовательного директора по АХЧ, по процесса и выявление потенциальных безопасности возможностей обновления. Мониторинг по выявлению предложений 2021-2022 Директор обучающихся, родителей, педагогических работников по рациональному использованию школьного пространства. Ревизия материально-технической базы школы ежегодно Гл. бухгалтер (инвентаризация) Планирование административно- ежегодно Директор, хозяйственной деятельности, составление гл. бухгалтер, зам. бюджетной сметы. директора по АХЧ Самообследование ежегодно Администрация 2. Укрепление материально-технической базы Приобретение учебников, учебных пособий, По мере Директор, зам. художественной и методической литературы. необходимости директора по УВР 27 Приобретение дидактического и демонстрационного материалов. Приобретение музыкального оборудования Приобретение спортивного оборудования Приобретение школьной мебели в соответствии с ростовыми потребностями обучающихся Приобретение мебели для сотрудников, педагогических работников Приобретение оборудования, материалов для мастерских трудового обучения. 2022-2024 по мере необходимости по мере необходимости 2021-2023 Директор, зам. директора по УВР Директор, зам. директора по УВР Директор, зам. директора по АХЧ, учитель физкультуры Директор, зам. директора по АХЧ 2021-2024 2021-2024 Директор, директора учителя обучения зам. по АХЧ, трудового Приобретение современного оборудования для 2022 прачечной Приобретение школьного автобуса с 2022 Директор, зам. увеличенным количеством пассажирских мест директора по АХЧ, по для осуществления безопасной перевозки безопасности обучающихся 3. Информатизация образовательного пространства Приобретение современных компьютеров, 2021-2025 Директор, зам. директора принтеров, интерактивных досок, по АХЧ мультимедийных проекторов и другого оборудования Приобретение лицензионного программного 2021-2025 Директор, зам. директора обеспечения для компьютеров по АХЧ Развитие электронного школьного 2021-2024 Администрация документооборота, работа в единой локальной вычислительной сети Обеспечение доступа к сети Интернет постоянно Администрация Обеспечение деятельности сайта постоянно Администрация 4. Обеспечение безопасности и комфортности пребывания Обеспечение качественным питанием постоянно Директор, обучающихся зам. директора по АХЧ, работники пищеблока Ожидаемые результаты 1. Совершенствование и укрепление базы учебного оборудования школы для повышения мотивации обучающихся для занятий в урочное и внеурочное время. 2. Совершенствование и укрепление базы учебного оборудования школы для повышения мотивации к профессиональному росту педагогических работников. 3. Создание в школе современных, комфортных и безопасных условий пребывания для участников образовательного процесса. Проект «Школа, устремленная в будущее» Актуальность 28 Проект «Школа, устремленная в будущее» направлен на создание в школе оптимальных условий обучения, воспитания и коррекции, способствующих максимальному овладению академическими знаниями и формированию жизненных компетенций у умственно отсталых обучающихся. Проект предусматривает создание образовательной среды, способствующей динамичному развитию, сохранению и укреплению здоровья обучающихся с ОВЗ в соответствии с особенностями их здоровья, развития и возможностей каждого обучающегося. Цель: создание современных условий для обучения, воспитания и развития обучающихся через обновление школьной инфраструктуры, которое влечет за собой изменение содержания и повышение качества образовательного процесса. Задачи: 1. Обновление и оснащение дополнительным оборудованием: 1.1. помещений для психолого-педагогического сопровождения и коррекционной работы с обучающимися с ОВЗ для организации мероприятий психолого-педагогической направленности (оборудование для кабинетов педагога-психолога, учителя-логопеда, диагностические комплекты, коррекционно-развивающие и дидактические средства обучения и др.); 1.2. помещений/ мастерских для реализации предметной области «Технология»; 1.3. учебных кабинетов и помещений для организации качественного доступного образования обучающихся с ОВЗ; 1.4. кабинетов и помещений для реализации программ дополнительного образования обучающихся с ОВЗ. 2. Создание пространства для внедрения лучших практик обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ, с целью оказания консультационно-методической помощи участникам образовательных отношений, оказания психолого-педагогической помощи детям и их родителям (законным представителям). Направления реализации проекта: 1. Качество образования 3. Общешкольная системы учительского роста 4. Обновление программ трудового обучения предметной области «Технология». 5. Обновление содержания дополнительного образования 6. Современная здоровьесберегающая образовательная среда 7. Инновационные направления образовательной деятельности 8. Материально-технической база, инфраструктура, безопасность жизнедеятельности План мероприятий № Мероприятия Срок Исполнитель п/п реализации 1. Психолого-педагогическое сопровождение и коррекционная работа с обучающимися с ОВЗ (оборудование для кабинета педагога-психолога, учителя-логопеда, диагностические средства обучения) 1.1 Повышение качества материально-технического 2023-2024 Директор, и программного оснащения кабинетов педагогазаместитель психолога и учителя-логопеда в части директора по УВР, приобретения современного качественного заместитель компьютерного оборудования и компьютерных директора по АХЧ, 29 программ диагностического и коррекционногоразвивающего характера. 2. 2.1 3. 3.1 4. 4.1 5.1 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. заместитель директора по безопасности Обновление программ и материально-технической базы трудового обучения предметной области «Технология» Обновление программ и материально2023-2024 Директор, технической базы по профилю: заместитель директора по УВР, швейная мастерская заместитель сельскохозяйственной направленности директора по АХЧ столярному делу Оборудование для учебных кабинетов и дополнительного образования обучающихся Обновление программ и материально202-2024 Директор, технической оснащенности учебных кабинетов и зам. директора по дополнительного образования обучающихся УВР, по АХЧ, ст.воспитатель Обновление оснащения помещений (зон рекреаций) для организации развивающего пространства и создания комфортной здоровье сберегающей среды Приобретение: 2022-2025 Директор, мебели (модульные диваны, стеллажи для книг) зам. директора по для организации полезного досуга обучающихся УВР, по АХЧ во внеурочное время; мультимедийного оборудования для использования в досуговой игровой деятельности 5. Повышение квалификации педагогического коллектива Разработка плана-графика повышения 2023 Директор, квалификации членов педагогического коллектива зам. директора по по вопросам обеспечения реализации УВР мероприятий, направленных на поддержку образования детей с ограниченными возможностями здоровья, реализуемых в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» Ожидаемые результаты Обновление материально-технической базы, инфраструктуры школы, безопасности жизнедеятельности. Создание условий для обучения, воспитания и коррекции, способствующих максимальному овладению академическими знаниями и формированию жизненных компетенций у умственно отсталых обучающихся. Обновление и приобретение оборудования для кабинета педагога-психолога, учителялогопеда, диагностических средств обучения для качественного психологопедагогического сопровождения и коррекционной работы с обучающимися с ОВЗ. Обновление программ трудового обучения предметной области «Технология» Обновление и приобретение оборудования для учебных помещений трудового обучения предметной области «Технология». Обновление содержания дополнительного образования. Обновление и приобретение оборудования для учебных кабинетов и дополнительного образования обучающихся. 30 8. Обновление оснащения помещений (зон рекреаций) для организации развивающего пространства и создания комфортной здоровьесберегающей среды 9. Повышение квалификации педагогического коллектива 10. Общешкольная система учительского роста. Механизм реализации программы развития Управление программой развития предполагает выполнение следующих управленческих функций: 1. Анализ проблем развития образовательного учреждения и определение перспектив их решения. 2. Организация рабочих творческих групп, ориентированных на разработку и реализацию отдельных проектов и мероприятий программы развития. 3. Руководство участниками образовательных отношений, задействованными в реализации различных направлений программы развития. 4. Мониторинг процесса и результатов выполнения программы развития. Система контроля реализации направлений развития, представленных в данной программе, включает в себя: 1. Мониторинговые исследования и аналитические отчеты о динамике реализации проектов программы развития. 2. Самообследования образовательной организации и отдельных ее структурных подразделений. 3. Распространение опыта выполнения программы путем презентаций на различных мероприятиях. 4. Разработку методических рекомендаций, представленных в социальных сервисах. 5. Инновационные проекты и их презентация на различных уровнях управления образованием. 6. Организацию и проведение семинаров, круглых столов с участием педагогов и других участников образовательных отношений. 7. Анализы результатов мониторинга развития личностного потенциала обучающихся. 8. Мониторинг сайта школы, информации об образовательной организации в печатных СМИ и в сети Интернет. Программа будет реализовываться через планирование образовательной и развивающей среды в образовательном процессе. Контроль за реализацией Программы осуществляет администрация школы. Мероприятия Программы реализуются через годовые планы, через проекты: «От успеха в школе–к успеху в жизни», «Цифровая образовательная среда», «Школа педагогического роста», «Современная инфраструктура», «Школа, устремленная в будущее» Отчетность о реализации программы развития представляется ежегодно. Промежуточные результаты рассматриваются на педагогических советах, заседаниях методических объединений. Ожидаемые результаты реализации программы Для учреждения: 1. Обновление содержания образования в соответствии с ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью. 31 2. Создание необходимой материально-технической базы, обеспечивающей высокое качество преподавания в предметной области «Технология» в рамках изменений, связанных с реализацией федерального проекта «Современная школа». 3. Повышение качества комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения в соответствии с ФГОС. 4. Обновление оборудования и создание современных условий для образовательного, коррекционного и здоровьесберегающего процессов. 5. Повышение удовлетворенности участников образовательных отношений качеством образовательных услуг. 6. Сформирована современная модель образовательного пространства ОУ, ориентированного на обеспечение задач инновационного развития учреждения и его конкурентоспособности в социуме. Для обучающихся и родителей (законных представителей): 1. Повышение качества образовательных услуг. 2. Обеспечение индивидуального психолого-педагогического сопровождения для каждого обучающегося и родителя (законного представителя). 3. Положительная динамика в состоянии здоровья детей. 4. Созданы доступные, безопасные и комфортные условия для образования обучающихся с ОВЗ. 5. Повышение психолого-педагогической грамотности родителей (законных представителей) по вопросам особенностей развития ребенка, результатов обучения и воспитания. 6. Сформированы партнерские взаимоотношения родителей (законных представителей) с образовательным учреждением. Для педагогов: 1. Повышение профессиональной компетентности педагогов с учетом современных требований. 2. Предоставление возможности для повышения профессионального мастерства и самореализации личного творческого потенциала педагогов. Критерии и показатели оценки реализации программы развития Эффективность реализации программы развития определяется с помощью системы критериев и показателей, отражающих стратегические приоритеты развития страны, связанные со сферой образования. Наименование критериев оценки/год Создание положительного опыта по обновлению содержания образовательного процесса в соответствии с ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью Качество обучения Результаты итоговой аттестации выпускников 2021(в %) 50 2022 (в %) 60 2023 (в %) 70 2024 (в %) 75 2025 (в %) 80 30 100 31 100 32 100 33 100 34 100 32 Участие в мероприятиях Участие и различного уровня наличие призёров Профессиональное самоопределение выпускников Обновление МТБ образовательного учреждения Рост профессионального уровня педагогов Увеличение числа педагогов, принимающих участие в конкурсах различного уровня Увеличение доли педагогов, аттестованных на первую и высшую категории Соответствие инфраструктуры ОУ психофизиологическим особенностям детей и санитарно – гигиеническим требованиям. Сформированность представлений и стратегий здоровьесберегающего поведения у выпускников. Степень удовлетворённости родителей (законных представителей) качеством обучения и воспитания детей Степень удовлетворённости родителей (законных представителей)деятельностью ОУ Участие и наличие призёров Участие и наличие призёров Участие и наличие призёров Участие и наличие призёров 90 90 90 90 90 50 60 80 90 100 35 40 45 55 60 40 55 65 70 80 53 65 70 75 80 60 65 90 95 100 50 55 60 65 70 70 75 80 85 90 70 75 80 85 90 Угрозы и риски реализации программы развития При реализации Программы развития на 2021 -2025 гг. возможно возникновение рисков (угроз), которые могут снизить эффективность спланированных инновационных изменений. Чтобы исключить подобные риски, настоящая Программа обозначает следующую систему мер по их минимизации. Система мер по минимизации рисков реализации Программы развития Виды рисков Нормативно-правовые риски Неполнота отдельных нормативно правовых документов, предусмотренных на момент разработки и начало внедрения Программы. Пути минимизации рисков Регулярный анализ нормативно-правовой базы школы на предмет ее актуальности, полноты, соответствия решаемым задачам. 33 Финансово-экономические риски Возникновение незапланированных Своевременное планирование бюджета школы по расходов в рамках бюджета. реализации программных мероприятий, внесение корректив с учетом реализации новых направлений и программ, а также инфляционных процессов. Социально-психологические риски (или риски человеческого фактора) Недостаточность профессиональной Систематическая работа по обновлению инициативы и компетентности у отдельных внутриучрежденческой системы повышения педагогов по реализации углубленных квалификации. программ и образовательных технологий. Разработка и использование эффективной системы Неготовность отдельных педагогов мотивации включения педагогов в инновационные выстраивать партнерские отношения с процессы. другими субъектами образовательного Психолого-педагогическое и методическое процесса, партнерами социума. сопровождение педагогов с недостаточной коммуникативной компетентностью Ресурсно-технологические риски Неполнота ресурсной базы для реализации новых направлений, отдельных программ и мероприятий Программы развития. Систематический анализ достаточности ресурсной базы для реализации всех компонентов Программы развития. Все предусмотренные мероприятия по осуществлению, сопровождению и текущей коррекции Программы развития на 2021-2025 г. являются определенной гарантией ее успешной и полноценной реализации. 34 35 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)